Индийская сельская общинаСтраница 6
История индийской сельской общины неразрывно связана с эволюцией социально-экономического строя Индии в целом, поэтому ей уделено значительное внимание в соответствующих параграфах выше. Однако следует кратко суммировать то, что известно о строе общины в разные периоды, чтобы стала яснее роль этого института.
Судя по древним источникам, во второй половине I тыс. до хр. э. сложилась сельская община, напоминавшая более позднюю. Она состояла из больших патриархальных семей, включавших в себя кровных родственников, а также зависимых разного рода, включая рабов. Главы семейств (гахапати) принадлежали, как правило, к Варне вайшьев и занимали, таким образом, довольно почетное социальное положение. Зависимые от них арендаторы, слуги, работники и рабы воспринимались как шудры. Несколько патриархальных семейств (от одной до восьми) составляли деревню (граму), которая, видимо, имела старосту или другой орган самоуправления. Деревни включались в более широкие общины (джанапада, деша, раштра, пан-чаграми-дашаграми — по «Артхашастре»), составлявшие основной структурный элемент государств. Начала складываться и система джаджмани.
В период перехода к Средним векам, который, как уже говорилось, можно начинать с первых веков христианской веры, эта структура разлагается. Общинники-землевладельцы попадают в зависимость от частных лиц, получавших право на сбор налогов от государей или же приобретавших власть над деревнями иным путем. Общинники, по-видимому, в массе беднеют, и их социальное положение претерпевает изменения: они начинают рассматриваться как
шудры. Земледелие, как и скотоводство, становится занятием более низким в глазах общества, чем торговля и ростовщичество. Видимо, сложная социально-классовая структура сельского населения упрощается. Значительно уменьшаются сведения о низших слоях деревенского населения. Община становится преимущественно крестьянской по составу. Вообще, как уже отмечалось, в этот период общественный строй Северной Индии более всего приближается к модели феодализма, известной нам на материале Европы.
В УШ-Х вв. происходит «раджпутское завоевание », которое приводит к восстановлению многоклассовой общины, но теперь уже во главе с новым слоем землевладельцев-раджпутов, присвоивших себе статус кшатриев; брахманов, получавших деревни от раджпутских кланов; пришедших с раджпутами ахиров и гуджаров; позднее — двигавшихся с запада джатов. Эти доминирующие касты, даже если они не принадлежали к двум высшим варнам, рассматривались как «чистые.шудры», как касты «землевладельческие» по призванию. Они образовывали крупные общины, включавшие в себя до сотни деревень и имевшие сложную внутреннюю структуру: чатураши-тика, чаураси («84») подразделялись на беалиси («42»), двадашака («двадцатка») и др.
Доминирующие касты образовались и на Декане, и в Южной Индии, хотя там не было «раджпутского завоевания» и эти касты не получили кшатрийского статуса. Там тоже структурным элементом государств стали крупные областные общины, возглавлявшиеся социально высокими землевладельцами. В этот период система джаджмани распространяется на Юг по инициативе доминирующих каст, но не без активного содействия государства.
Мусульманское завоевание Северной Индии привело к тому, что высококастовые землевладельческие общины были обложены высоким налогом. Укрепилась верховная собственность на землю, деревенские землевладельцы стали рассматриваться как крестьяне. Попытки на деле превратить высший слой в деревне в крестьян, предпринятые делийскими султанами Ала-ад-дином Хилджи и Мухаммедом Туглаком, не привели к успеху, но все же на протяжении Х1У-ХУШ вв. шел процесс крестьянизации этого слоя и постепенного лишения его собственнических прав, главным образом путем увеличения налоговых требований.
Классический тип индийской общины в наибольшей мере сохранился в областях интенсивного поливного земледелия, где наблюдался значительный процент низших и неприкасаемых каст — в Джамна-Гангском двуречье, прилегающих районах Раджпутаны и Панджаба, а также на восточном побережье Тамилнада, особенно в округе Танджур.
В других плодородны районах со значительным процентом неприкасаемых — в Керале и Бенгалии — низовая собственность раздробилась на права многих посредников между крестьянским хозяйством и налоговым аппаратом, так что сплоченность владельческого слоя общины была нарушена.