Индийская сельская общинаСтраница 2
Между тем за последние 200 лет изучение как английских, так и древних и средневековых источников выявило довольно сложную картину как эволюции зтого института, так и его функционирования. Огромное значение для осмысления исторического материала имели социологические обследования современных индийских деревень. Сохранившиеся в них пережитки общинных отношений благодаря новым "методам могли быть изучены досконально, что позволило прийти к более полному пониманию средневековых явлений, на которые исторические источники лишь намекают.
Прежде всего, следует помнить, что сельская община — это институт классового общества, который либо совершенно меняет свою сущность при формировании классов и государства, либо вообще создается заново, причем во многих странах наблюдается период, когда первобытная община уже разложилась, а сельская община еще не создалась. В дальнейшем эта община эволюционирует в зависимости от потребностей классового общества — строения господствующего (или господствующих) класса (классов), характера государства, форм эксплуатации, экологических и хозяйственных условий, потребностей сельского населения.
Тот институт, который получил в историографии наименование «индийская сельская община», отличается от общин во всех остальных странах тем, что его составляют члены разных каст. Таким образом, он не мог сложиться раньше, чем образовалась кастовая система. Сложение этой последней происходило, по наиболее принятому мнению, в течение второй половины I тыс. до хр. э.
Конечно, различные территории Индии отличались определенным многообразием природных условий и социального строя. Складывались разные формы общины. Но можно выделить несколько фундаментальных черт, составляющих своего рода модель, от которой наблюдались те или иные отклонения — как территориальные, так и хронологические. Перечислим эти черты.
Многокастовость. Хотя в Индии существуют общины, состоящие из одной касты, но они наблюдаются лишь в отсталых районах, не затронутых процессами социальной и классовой дифференциации.
Социологи относят их к типу «племенной общины». Это исключение, подтверждающее правило.
Обычно в каждой деревне и в ряде окружающих деревень проживают и взаимодействуют касты землевладельческие, земледельческие, ремесленные, служебные, неприкасаемые. Одна из каст занимает ведущее положение. Считается, что деревня (или более широкий район) принадлежит этой касте, для которой характерно следующее:
1) ее членам принадлежит вся или почти вся земля данной деревни (района);
2) она имеет значительную численность (20 процентов или более населения);
3) она обладает достаточно высоким социальным статусом, т. е. принадлежит к высшим кастам или, по крайней мере, к одной из каст, считающихся «чистыми шудрами».
Сочетание трех перечисленных характеристик делает ее доминирующей. Это термин, принятый в современной индийской социологии. Хотя в роли доминирующей может выступить почти любая каста, все же подавляющая часть общинников принадлежит к ограниченному числу каст, являющихся типичными землевладельцами в каждом из районов и областей. Это раджпуты, брахманы, джаты, бхуинхары, ахиры, гуджары — в Северной и Центральной Индии; кунби, паттидары — в Гуджарате; кунби (маратха) — в Махараштре; редди и камма — в Андхре, оккалига и лингайяты — в Карнатаке; веллала — в Тамилнаде; найяры — в Керале.
Из фактора многокастовости вытекает двойственность характера соседства. Если считать, что община как единый институт имеет две основные разновидности — родовую и соседскую (а именно такое деление принято в литературе), то индийскую общину следует отнести к соседской. Однако в индийской общине факт совместного проживания имеет два разных основания. Одни общинники, «полноправные», как их принято называть в отечественной литературе, т. е. члены землевладельческой, доминирующей касты, селятся вместе потому, что они равны по статусу, с целью взаимопомощи и совместной защиты своих прав и привилегий. Другие же общинники (члены более низких каст) селятся рядом именно вследствие того, что они не равны по отношению к доминирующей касте и по отношению друг к другу и являются «обслуживающим персоналом». Если для крестьянской общины при всей могущей быть имущественной дифференциации характерно равенство прав членов, то для индийской общины основополагающим принципом является неравенство.