Индийская сельская общинаСтраница 1
Индийская сельская община играет особую роль в историографии. Еще в начале XIX в. некоторые английские чиновники отметили поразившие их черты взаимодействия в деревне людей разных специальностей, обменивавшихся продуктами и услугами и потому как бы не нуждавшихся в связях с внешним миром. Стало расхожим представление, что каждая деревня в Индии — это «маленькая республика» во главе со старостой, и Индия состоит из массы таких «республик». Жители деревни обеспечивают себя всем необходимым и совершенно не интересуются тем, что происходит за пределами деревни, в стране, в государстве. Почти стереотипные описания такой деревни впервые встречаются в одном из отчетов Т. Манро в 1806 г., в отчете Налогового бюро Мадраса от 1808 г., в книге М. Уилкса по истории Майсура в 1810 г., в так называемом «Пятом отчете» 1812 г. и, наконец, в отчете Ч. Меткафа в 1830 г. Два последних текста особенно часто цитировались в более поздних работах. Но все эти описания настолько идентичны, что кажется, будто они написаны одним человеком. К. Маркс в своих сочинениях трижды цитирует данный текст, ссылаясь на «Пятый отчет» и на книгу Уилкса.
Поскольку в отечественную литературу это описание проникло именно из работ Маркса, приведем одну из таких цитат, которая даст представление о содержании их всех: «Село в географическом отношении представляет собой пространство в несколько сот или тысяч акров возделанной и пустующей земли; в политическом отношении . оно похоже на корпорацию или городскую общину. В самом деле, каждое село представляет собой и, по-видимому, всегда представляло отдельную общину или республику. Должностные лица:
1) патель, гоуд, мандил и т. д., как он называется на различных языках, — это староста, который, как правило, осуществляет надзор за делами села, улаживает споры между его обитателями, обладает полицейскими функциями и исполняет обязанность сборщика налогов внутри села.
2) Карпам, шамбо, или путвари, — ведет учет,
3) тальяри, или стулвар, и
4) тоти — должны охранять село и урожай.
5) Нергунти распределяет воду из потоков или водохранилищ равномерно по всем полям.
6) Джоши, или астролог, определяет время посева и жатвы, сообщает о благоприятных и неблагоприятных днях и часах для всех земледельческих работ.
7) Кузнец и
8) плотник выделывают грубые земледельческие орудия и строят еще более грубое жилище крестьянина.
9) Гончар изготовляет всю домашнюю утварь в деревне.
10) Человек, занимающийся стиркой, содержит в чистоте несложную одежду.
11) Цирюльник,
12) серебряных дел мастер, который часто соединяет в своем лице также и поэта и школьного учителя села.
Затем брахман, ведающий делами культа. Под этой примитивной формой общинного управления население жило с незапамятных времен. Границы сел редко изменялись, и, хотя самые села иногда несли тяжелый ущерб и даже подвергались опустошению в результате войны, голода и болезней, — то же название, те же границы, те же интересы и даже те же семьи продолжали существовать из века в век. Жители этих сел нисколько не беспокоились по поводу гибели и разделов целых монархий; пока их село остается целым и невредимым, их мало интересует, под власть какой державы оно подпало и какому государю оно подчинено, ибо их внутренняя хозяйственная жизнь остается неизменной ».Этот стереотип лег в основу концепции «азиатского способа производства», будто бы господствовавшего на Востоке со времен первобытности до колониальных преобразований. Для тех исследователей, которые не придерживались этой концепции, стереотипное описание индийской общины также служило одним из основных элементов представления об особенностях Востока, объясняющих государственный строй восточного деспотизма и замедленное социально-экономическое развитие неевропейских стран. В период подъема национально-освободительного движения это же представление об идиллической сельской жизни в прошлом сделало общину символом традиционной экономики и политики, патриотическим лозунгом.
Прочность этого стереотипа объясняется, помимо упомянутых выше историко-теоретических и идеологических установок, недостатком данных по реальной истории этого института. Характер исторических источников таков, что в них содержатся только отрывочные или косвенные сведения об организации сельского населения, особенно о низших его слоях. Сведения начала колониального периода составляют основу представлений об общине в Индии. Их интерпретация определяется широко распространенным представлением о том, что любая сельская община — это наследие первобытного строя, по определению организация равноправных, объединенных общими интересами непосредственных производителей, т. е. крестьян. Считается само собой разумеющимся, что типичная сельская община — это крестьянская община. Наблюдая общинный строй сельской жизни в начале XIX в., ученые заключают, что он «сохранился» «с незапамятных времен». Отмечаемые при этом социальная и экономическая дифференциация, внутриобщинная эксплуатация воспринимаются, в соответствии с методологическими установками, как «новые» явления, как свидетельства разложения некогда существовавшей «правильной» общины.