Суеверия и приметыКультура и общество / Этнографическая Индия / Суеверия и приметыСтраница 4
Приведем несколько образчиков суеверий, вращающихся около мира животных. Шакал, как известно, не имеет рогов, но в Индии в большом ходу «шакальей рога», которыми пользуются как талисманом, дающим полную удачу во всех мероприятиях. В Махараштре имеется особая группа людей (курувикараны), которые занимаются охотой на шакалов и приготовлением упомянутого талисмана; способы приготовления рога разнообразны.
Любовные напитки иди порошки, приготовленные из очень причудливого материала, в большом распространении; они идут из глубокой древности и, по-видимому, существуют непрерывно. Болезнь и даже смерть — очень частые результаты этих любовных приправ. Среди париев и других каст суеверия столь сильны, что перворожденный мальчик в случае смерти погребается или близко от хаты, или в самой хате, иначе тело его выкрадут для приготовления разных колдовских препаратов.
Обезьяна, по воззрениям народа, полезна очень разносторонне, даже ее моча, смешанная с чесноком, излечивает от ревматических болей; даже камни, обмоченные этим животным, идут на продажу как лекарство. Некоторые горцы, страдающие хронической лихорадкой, пьют обезьянью кровь. Мясо черной обезьяны (нильгирский лянгур) продается на базарах как средство против коклюша.
С коровой также связано немало примет и суеверий. Утром нехорошо видеть морду коровы, но неплохо увидеть ее хвост. При продаже коровы купец одновременно с коровой передает покупателю кусок соломы с навозом внутри его. О панчагавье — смеси из пяти продуктов от коровы — мы уже говорили: вера в этот состав всеместна и по сие время всесильна — панчагавья очищает даже от поездки в Европу. Сари часто делаются с рисунками на них коров; женщины (особенно вдовы брахманов) верят, что это приносит счастье.
У скорпиона есть своя богиня, которая правит животными. Некоторых людей, имеющих на себе метки, похожие на скорпиона, животное не кусает. Если он укусит беременную женщину, то родившийся ребенок гарантирован против всяких укусов. Против укуса скорпиона применяются мази, куда входит тело или экскременты ящерицы, настой из скорпинов и т. д.
Укус крысы, кошки или обезьяны вызывает, по народному поверью, астму. Мясо или кровь животных, имеющих особенно развитые органы, вылечивает соответствующие органы человека. Например, мясо шакала, имеющего якобы сильные легкие, вылечивает от астмы, жир павлина, двигающегося с такой легкостью и грацией, вылеживает огрубелые суставы.
Ворона как очень разнообразное в своих привычках животное вызывает в простом народе Индии очень много суеверных дум и соображений. Она то знаменует собою несчастье, то намекает на гостей (хозяйка даже готовит более пышный обед). На поминках воронам бросают шарики вареного риса и ждут благополучия, если вороны поедают их. Если человек тамильской сельскохозяйственной касты урали выгнан из касты и путем испытания и конечного угощения желает попасть назад в касту, он часть угощений бросает на крышу хижины; если вороны съедят эту часть, человек будет принят в касту обратно. Видеть двух ворон предвещает верную смерть; чтобы предупредить последнюю, надо по телеграфу или по почте уведомить родственников об уже свершившейся смерти. Гонды никогда не убьют вороны, так как это равносильно убийству друга.
Воробей приносит счастье дому, в котором он устраивает свои гнезда: стараются всячески (устраивают дыры, звенят рупиями, как бы считая деньги) заманить его на подворье.
За совою в деревне следят с очень нервным вниманием, ибо, если она сядет на крышу или сук близкого дерева, несчастье неизбежно. Один крик совы предсказывает смерть, два — успех в ближайшем предприятии, три — прибыль в доме женщины путчем брака, четыре — беспокойство, пять — путешествие для услышавшего, шесть — предсказывает появление гостей, семь — умственное расстройство, восемь — внезапную смерть и девять— благоприятный результат. Особый вид совы — пуллу — особенно страшная птица: она приносит детям всевозможные болезни, включая чахотку. При звуке ее голоса детей спешно берут в комнаты, чтобы избежать вида совы; на детей надевают предупредительные амулеты, на крышах домов вывешивают тряпки, разбрасывают битые горшки, чтобы отогнать сов, и т. д.
Коршуны часто приручаются факирами или отшельниками и являются красочной фигурой в уединенных храмах и значительной притягательной силой для пилигримов. Брахманский коршун принесет исцеление больному, если его угостят кусками мяса, тень его, упавшая на кобру, приводит ее в оцепенение.