Суеверия и приметыКультура и общество / Этнографическая Индия / Суеверия и приметыСтраница 1
Народ Индии, а больше, конечно, его простая народная масса, живет до сих пор в непролазном лесу всяческих суеверий: разные предзнаменования, дурной глаз, приметы, заклинания, колдовство, обеты, предохраняющие формулы, предохраняющие фигуры и т. д. и т. д. пропитывают миросозерцание жителя Индии, крупно влияя на его жизнь и экономику. Каким бы затхлым и ядовитым запахом ни отдавало от этих пережитков далекой и когда-то беспомощной старины, они, эти пережитки, еще свежи и целы в обиходе индийской народной массы, и поэтому желающие интимнее подойти к этой массе не должны пренебрежительно отнестись к этому большому набору человеческих чувств и переживаний. Но параллельно с этим естественным соображением возникает вопрос: почему в Индии, давно перерезанной железными дорогами и телеграфом, имеющей значительный (по крайней мере абсолютно) культурный слой, располагающей сетью школ — высших и начальных, имеющей над собою почти двести лет «просвещенное и свободолюбивое» правительство почему в ней так упорно задерживаются и продолжают жить эти пережитки очень далеких средств борьбы, ориентировки, защиты и охранений от натиска грозных сил природы и врага человека, притом задерживаются они столь упорно, как едва ли в какой другой стране мира? Ответ на этот большой вопрос может быть только тот, что просвещающее влияние властителей — всегда чужестранцев,— интеллигенции, школ или новой техники никогда не спускалось в толщу народной массы, которая всеми этими факторами прогресса рассматривалась лишь как объект утилизирования и наживы, а не как объект для изливания начал добра и света, а, с другой стороны, природа Индии до последних дней, да и теперь, держит в страхе и трепете, а значит, и во власти, народную массу, грозя ей своими хищниками, змеями, засухой, голодом, ураганами, эпидемиями, наводнениями и т. д.
Указанная неотторжимость всяческого вида суеверий от быта и жизни народа принуждает нас отдать этому болезненному психозу некоторую, по возможности малую, дозу внимания.
Предзнаменования добра пли худа занимают у туземцев видное место среди запаса суеверий. Люди в Индии всегда прибегают к «науке предзнаменований» или к «науке пяти птиц» и всегда руководятся их указаниями. Относительно предзнаменований есть возможность установить их очень далекое начало и затем проследить их непрерывность существования в народном обиходе. Четвертая из вед — «Атхарваведа», переполненная всякими охранительными заклинаниями и предупредительными формулами, содержит ясные указания на наличие всяческих предзнаменований; это устанавливает начало наших наблюдений не ближе 1000 лет до н. э.
Эпос отражает их также в достаточной мере. Например, в «Рамаяне» описывается, какие несчастья постигли Ситу, после того как она переступила круг, обведенный вокруг нее Лакш-маном Много веков спустя вокруг ребенка Рабиндраната Тагора, будущего великого писателя Бенгалии, приставленный к нему слуга Шьям проведет по полу такой же круг и надолго удержит его, охваченного «сильным страхом», в одном и том же Углу комнаты между событиями не меньше 2 тыс. лет. В «Шакунтале» царь Душьянта, чувствуя подергивание в руке, принимает его за предзнаменование: «Место спокойное. Что б это значило,— трепет. Сюда не придет же любовь. Впрочем, к тому, что судьбой предназначено, двери открыты везде». Опять-таки Шакунтала говорит: «0, почему дергается правый мой глаз?», на что Гаутами отвечает: «Да отвратит небо дурной знак, дитя мое. Счастье да будет с тобою». Эти слова показывают, что в V в. н. э. царствовали те же предзнаменования, которые мы наблюдаем и ныне. И теперь ощущение дрожи в правой руке означает брак с прекрасной женщиной, а в правом глазе — означает несчастье.
Конечно, сны толкуются самым серьезным образом; толковники снов в Индии гораздо в большем ходу, чем в Европе. Среди благоприятных снов могут быть упомянуты: езда на корове, быке или слоне, вход в храм или дворец, лазанье на гору или дерево, питье спиртного напитка, еда мяса, обнимание женщины, тело которой вымазано пастой сандала, и т. д. Если человек видит во сне брахманов, царей, цветы, драгоценности, женщин или зеркало, он вылечится от болезни. В случае благоприятного сна человеку надлежит вставать, дабы вновь не заснуть.