Суеверия и приметыКультура и общество / Этнографическая Индия / Суеверия и приметыСтраница 3
У тамилов «десять» слывет за несчастное число, так как на десятый день смерти мужа жена снимает с себя все эмблемы брачной жизни. «Лабха» по-санскритски значит «прибыль», «выгода», и индусы при счете употребляют это слово для обозначения числа «один».
Даже для намазывания тела имеются счастливые и несчастливые дни: намазаться в воскресенье — значит потерять красоту, в понедельник — стать богатым, в четверг — потерять разум. Для девушки считается добрым знаком достичь зрелости в понедельник, среду, четверг и пятницу, даже месяц, на который выпадает первый признак зрелости, указывает на будущую судьбу женщины: месяц вайкаси (май — июнь) сулит благоденствие, ани (июнь — июль) — мальчиков, маси (февраль — март) — счастье, маркажи (декабрь — январь) —благонравных детей, пангуни (март — апрель) — долгую жизнь и много детей.
Существует поверье, что вид или дыхание мусульманина в момент, как только он произнес свои молитвы, принесет выздоровление больным детям. На этом основании женщины приносят или приводят детей и располагают их у входа в мечеть к моменту, когда ее покидают правоверные. В большинстве у входа будут индуски, но иногда здесь будут видны и бедные евразийки.
Вера в дурной глаз весьма распространена в Индии. Чтобы предупредить его влияние, располагаются или вывешиваются в определенных местах безобразнейшие фигуры (из дерева, камня, глины, соломы). Эти фигуры особенно в ходу при храмовых или брачных церемониях,— идолы не меньше людей стоят под угрозой дурного глаза. В деревнях чужому не позволят присутствовать, когда доят коров: внезапная убыль молока или кровавый его оттенок будут приписаны дурному глазу. Матери всех каст делают безобразными все детские лица, располагая черные пятна на лбу или подбородке или подчернивая ресницы, чтобы предупредить влияние дурного глаза. Внезапная болезнь ребенка или потеря аппетита чаще всего приписывается дурному глазу, и, чтобы устранить влияние последнего, выполняется ряд мероприятий (окуривание, махание некоторыми предметами перед лицом ребенка, вымазывание его различными составами, обкладывание ими же головы), включая подчас очень неопрятные. Запрещение брахману есть на виду у низких каст или некоторых животных, повторяемое многими священными книгами, совпадает с идеей дурного глаза, от каковой оно в некотором отношении и ведет свое происхождение: пища, на которую посмотрел низкокастовый человек, должна стать нечистой и может опоганить брахмана.
Некоторые касты особенно нервны по отношению к дурному глазу. Майсурские холея (прислуга, поденщики), если человек другой касты вступит в хижину, еще недавно имели обыкновение рвать его одежду и выталкивать его вон. В старое время брахманы считали себя счастливыми, если им удавалось без вреда для себя проскользнуть через холейскую деревню, так как при попытках попасть в нее жители выталкивали брахманов прочь, нанося им удары, нередко кончавшиеся смертью.
Мантры, или священные формулы, считаются очень могущественными, и при их помощи можно овладеть даже самими богами. Подобные чары считаются, между прочим, действительными при излечении болезней, для защиты детей против дьяволов, против неправильных родов, для развития женской груди, для дарования детей бесплодным женщинам, для предупреждения несчастий от брака с девушкой, имеющей на теле дурные метки, при ловле зверей в поле и при излечивании заболевшего скота. Для последней цели магическая формула вырезывается на каменном столбе, который ставится в деревне. Чары подразделяются на четыре класса в зависимости от способа их использования и представляют собой сложнейший цикл приемов и способов, трудных для наглядного изложения.
Особенно много суеверий и всяких примет связано с миром животных, как домашних, так и диких. Здесь можно обнаружить три группы суеверий: одна, при которой стараются обеспечить здоровье и выбор домашнего животного (особенно быка и лошади); вторая, в которой поведение и особые моменты в жизни животных стараются использовать как начало предупреждающее или предостерегающее, иногда как своего рода метеорологические данные (указание на засуху или обильные дожди); и третья, в которой борются с опасными животными, или «заговаривая» их жестокость, или лечась от полученных ран. Не может быть сомнения, что среди этого суеверного материала имеется очень много пережитков от векового наблюдения за жизнью животных, реальный смысл которого теперь, вероятно, забыт, много следов вековой народной медицины и т. д., но как конечный осадок длительных переживаний перед нами фигурирует очень спутанный набор правил, действий и приемов, в котором реальное перепутано с вымыслом и где в конце концов на всем легла печать формулы, какого-то магического слова. Скажем еще раз: если бы властители Индии более думали о народе, проводя грамотность, прививая ему хотя бы первичные понятия гигиены и, главное, подымая его экономически, то народ естественно вырвался бы из железных тисков природы и переходил бы к сознательной власти над ней. Но правительство никогда не выполняло в достаточной мере своих обязанностей, зато природа ни на минуту не забывала своих, в результате власть последней над человеком осталась неприкосновенной, и он, как жалкий раб, борется и ныне« со своим грозным владыкой картонным мечзом формул и заклинаний.