Одежда народаКультура и общество / Этнографическая Индия / Одежда народаСтраница 5
Из одежды наибольшее распространение имеет дхотп. Это простой кусок материи (хлопчатая бумага), обыкновенно белого цвета. Он обвязывается вокруг бедер, причем конец пропускается через ноги спереди назад и подтыкается на спине у пояса. Простой народ носит дхоти уменьшенного размера, называемый ланготи, который доходит до колен; ланготи и будет тот костюм, в котором бедные люди работают на дому, в деревне, на полях и т. д.; это — типичный ландшафтный костюм индуса. Дхоти брахмана и некоторых других каст спускается намного ниже колен, у раджпутов — до лодыжки В некоторых частях Индии лишь половина дхоти обматывается вокруг бедер, а другая перебрасывается через левое плечо. Некоторые из высоких классов носят курту в качестве кафтана; большинство носит ангхарку — короткую курту, доходящую лишь до пояса. Индуисты носят их так же, как и мусульмане, но, в то время как вторые имеют застежки на левой стороне, первые имеют на правой. Чаддар — разных видов; он состоит из куска материи длиной 2 м, шириною 2 м. Носится через плечо или драпируется вокруг тела, при купании — вокруг бедер. Индусы, как мужчины, так и женщины, носят сережки.
Брахманский шнур (джанеу) — веревка, сделанная из крученых хлопчатобумажных ниток, которые приготовляются с большими церемониями. Шнур носится через левое плечо и спускается до правого бедра. До брака носителя шнур состоит из трех ниток, а после брака — из шести или девяти. Он длиной в ладоней и имеет узлы. Раджпут также носит шнур, одинаковый по составу и длине, но узлы на нем другие.
Кастовые и сектантские метки также отличают индусов друг от друга. Из этих меток полезно выделить две, наиболее выдающиеся. У шиваитов на лбу пронодятся белые горизонтальные линии от одной до трех, иногда с точкой посередине или над ними, или красная вертикальная линия.
Вишнуиты проводят на лбу три линии, сходящиеся внизу в одну точку: крайние из них будут белого цвета, средняя красного. Последняя иногда заменяется точкой.
Женщины-индуистки носят волосы заплетенными (чоти); обыкновенно несколько мелких кос собираются в одну большую, которая висит позади, скрепленная на конце лентами. Другой способ ношения волос — это узел, собранный на темени на манер древнегреческого; впереди волосы всегда гладко причесаны с пробором посередине. Поверх головы носится орхна, или вуаль, конец которого перебрасывается через левое плечо таким способом, чтобы он прикрывал грудь. На верхнюю часть тела иногда надевается курта. Носится также корсаж, называемый ангия; корсаж закрывает грудь и плечи, имеет очень короткие полурукава и позади закрепляется веревочками. Рубашка называется льхенгой или гхагрой. Больше всего она носится в Раджпутане, где она бывает очень длинной: до колен и даже ниже. В провинциях Бенгалия, Мадрас и Бомбей женщины не носят рубашек, а только чолн и сари. Последнее представляет собой длинный кусок хлопчатобумажной или шелковой материи. Половина сари драпируется вокруг талии и свешивается складками к ногам, а остальная часть перебрасывается через левое плечо или набрасывается на голову.
Одежда сикхов несколько отличается как от мусульманской, так и от индусской. Сикхи не бреют и не стригут волос. Борода у них раздваивается посередине, и концы ее загибаются вверх. Волосы головы у сикха собираются в узел (кес) на темени или сзади как отличительный знак сикха. Правоверный сикх должен носить на себе какой-либо предмет из железа. Головной убор — тюрбан первого или второго вида; в первом случае он отличается большими размерами. В остальном сикхи напоминают или индусов, или мусульман, но всегда будут иметь отличия, уловимые для местного жителя. Сикхи очень любят всякие украшения и носят сережки. Одежда сикхских женщин мало отличается от индусской, хотя обитательницы округа Сирса заметно склоняются к мусульманской одежде.