Одежда народаКультура и общество / Этнографическая Индия / Одежда народаСтраница 2
Одежда мусульман. У мусульман мы находим большое разнообразие в одежде, что можно отчасти объяснить более разнообразным требованиями климата и строгим сохранением
старых традиций, занесенных из совершенно иной обстановки. В старое время покрой их платья значительно разнился в зависимости от того, были ли это патаны, моголы, сайиды или шейхи; ныне это значительно сгладилось, и, например, по тюрбану теперь уже их не так легко различить, как это было раньше.
Голова мусульманина, согласно хадисам, должна быть бритой, а борода иметь «узаконенную» длину до 7—8 дюймов. Борода нередко будет окрашена хной или индиго по тем же мотивам, что красят волосы старики в Европе. Ношение бакенбардов с пробритием подбородка в XVII и XVIII вв. было монгольской модой, теперь она встречается только среди деканских мусульман. Усы у мусульман обычно коротко подстрижены, так что обе губы делаются открытыми. Волосы на теле, за исключением груди, всегда удаляются.
Одежда мусульман состоит из трех главных частей: головного убора, платья и обуви. Головной убор бывает двух видов: тюрбан (чалма) и шапочка (тюбетейка или феска). Первый носится главным образом в Северо-Западной Индии, вторая — в Ауде и Соединенных провинциях. То, что в Европе называется тюрбаном (от персидского слова сарбанд, т. е. головная повязка), делится в Индии на два вида. Первый, состоящий из куска материи 50—75 см шириною и 4—6 м длиною, обертывается вокруг головы (слева направо или наоборот) так, что остается открытым небольшой кусок лба и затылка. Этот вид тюрбана носит название амамах (арабское название), дастар (персидское), шимли или шамла, сафи, люнги, села, румал»ь или до-патта. Первые два носятся по преимуществу духовными и улемами; они обыкновенно белого цвета (раньше сайиды носили зеленые чалмы). Люнги делается из специальной материи, приготовляемой больше всего в Лудхиане, обычно голубого цвета с особой каемкой. Патаны и иногда пенджабские мусульмане наматывают чалму вокруг головы вместе с высокой красной конической шапочкой, называемой куллах; она возвышается своей вершиной над поверхностью чалмы. Концы материи часто свешиваются над плечами. Остальные названия отвечают разным видам чалмы. Села обычно бывает роскошнее и более украшенной; ее носят знатные люди или наиболее богатые.
Вторая форма тюрбана известна под именем пагри. Эта форма — индусского происхождения, но много носится и мусульманами. Она состоит из отдельного полотнища 15—20 см шириною и 7—10,5 м длиною. Пагри также наматывается на голову, но не плотно и не глубоко, так что может отделяться от головы и вновь надеваться. Способы наматывать пагри крайне разнообразны, и каждый из них имеет свое название.
Шапка или тюбетейка не повязывается вокруг головы, а надевается на нее. В зависимости от формы шапка носит различные названия: допалпляри — шапка-чепец, киштинума — шапка-лодка, безви — шапка-яйцо, сигошия — треуголка, чаугошия — четвероуголка и т. д. Некоторые шапки называются по местам их изготовления. В Бенгалии и Западной Индии в большом ходу персидская шапка (ирани куллах), имеющая форму - тарбуша (высокая цилиндрическая шапка), но без кисточки наверху; она барашковая. Шапки, носимые в холодную погоду, называются топи, топа или каптар (наушник). Шапки в большом употреблении среди мусульман Дели, Агры, Лакхнау и других городов Соединенных Провинций.