Одежда народаКультура и общество / Этнографическая Индия / Одежда народаСтраница 4
В качестве одежды женщинами носится короткая жакетка с застежками позади и с короткими рукавами; может быть из любого материала. В Синде и Западной Индии она называется чоли, более же распространенное название ангия; другие названия — махрам и синабанд (покров груди). Курта — род безрукавной рубашки, открытой спереди и достигающей пояса: бывает из разного материала. Если носится в соединении с ангией, то курта надевается поверх; но такое соединение носится только молодыми замужними женщинами. В Кашмире и Северной Индии носится особая курта в роде рубашки (камне) мужчины: длинные рукава, открытая спереди и украшенная вышивками, спускающаяся ниже колен. У патанов два сорта женских сорочек: гирадана-кхат — темно-красного или голубого цвета, вышитая шелком спереди, носится замужними и джалана-кхат — менее яркая и пышная, носится девушками.
Пайджама — того же типа, как и у мужчин, и носит те же названия. Разница лишь в том, что женские шаровары будут из шелка или другой более тонкой материи и будут цветные. У патанов они зовутся партог или партек, у девушек — белого цвета, у замужних — из цветного шелка или ситца. Как общее правило, ношение изара будет главным отличием мусульманки от индуски. Но в Шахпуре и других округах, где мусульмане усвоили индусские обычаи, мусульманки вместо шаровар носят маджлу, полотнище в два метра длиной и метр шириной, которым они плотно обматывают поясницу, спуская до колен складки; даже мужчины носят маджлу. В Раджпутане, Гуджарате и южном Пенджабе женщины иногда носят льхенгу или гхагру — рубашку без шаровар. Жилет женщины так же носят, как и мужчины. Тиллаком, или пешвазом, называется одежда или платье, в котором рубашка и корсаж сделаны из одного куска, обыкновенно красной или иной цветной материи: тиллак обычен в Гуджарате, Раджпутане и округе Сирса. Это — стиль одежды, обычно применяемый баядерками при танцах.
В Дели, Лакхнау, Агре и других городах Пенджаба и Соединенных провинций невеста надевает специальное подвенечное платье; оно должно быть приготовлено без применения ножниц. Пояс для шаровар — не обычный камарбанд, а несученая хлопчатобумажная нитка. Вне дома мусульманки носят бурку — длинную и просторную накидку, совершенно укутывающую голову и корпус; имеются для глаз два отверстия. Мусульманки подводят глаза углем или сурьмой, для зубов применяют т1531 и окрашивают ладони и ногти хной. Кольцо в носу женщины — признак замужества.
Одежда индусов. Как общее отличие одежда индусов проще и легче мусульманской, каста по-видимому, не оказывает на одежду индуса большого влияния, которое естественно ожидается. Отличительной одеждой индусов всех каст, мужчин и женщин, по всей Индии является дхоти. Это — очень древняя одежда; на старых скульптурах боги фигурируют одетыми именно в эту одежду. Общий термин, употребляемый для названия одежды,— капра, лата или люнги. Под влиянием мусульман костюм индусов выработался для мужчин в главные пять видов (пан-чо тук капра):
1) головной убор,
2) дхоти,
3) кафтан,
4) чад-дар (чадра), пли покрывало,
5) купальный костюм; и для женщин в три (тин тук):
1) дхоти,
2) жакетка и
3) шаль.
Индус (исключая раджпутов) бреет свою голову, оставляя только чуб на макушке. Он также бреет лицо (исключая брови) и тело. Раджпут носит полную бороду и бакенбарды, обычно разделенные посередине. В качестве головного убора индусы носят тюрбаны и иногда шапочки; в первом случае это будет всегда пагрп, но никогда амамах. Индуисты повязывают пагри разными способами, как это описано для мусульман, но углы образуются над ушами, а не над лбом и затылком. Маратхи носят плоское красное пагри с небольшим коническим выступом разной формы и расположения В Бенгалии носится особый сорт пагри, который может сниматься с головы, как шапка Если индусы носят шапочки или топи, то они обычно похожи на носимые мусульманами, но это никогда не будут феска, тарбуш или ирани топи. В Гае в дождливую погоду носят особую шапочку, сделанную из листьев тала; называется она гхунга. Бенгальцы — будь то брахманы пли иные касты — часто ходят с непокрытыми головами.