Одежда народаКультура и общество / Этнографическая Индия / Одежда народаСтраница 1
От этих внутренних картин народных настроений и мысли перейдем к внешним картинам одежды народа как отражения климатических влияний, привычек, экономики и вкуса. Одежда народа Индии заслуживает хотя бы небольшого упоминания; в основном она похожа на традиционно установленную форму, которой одной иногда достаточно, чтобы определить место рождения, религию и социальное положение человека.
Еще недавно каждому углу Индии довольно отчетливо соответствовал тот или другой тип костюма, но при современной легкости связи наблюдается тенденция сводить типы одежды к какому-то общему виду, а проникновение дешевых товаров фабрики с их однообразными красками и рисунками точно так же подводит под общий тип старую пестроту цветов. Вместе с изучением одежды интересно также подметить манеру носить волосы, так как каждая раса или религия предпочитает в этом случае свою. Решающим фактором, определяющим тип одежды, скорее всего, является религия; особенно сильно ее влияние на некоторые подробности, почти ускользающие от европейского глаза, но хорошо подмечаемые местным жителем.
Население Индии по признаку религии и по связанному с этим типу одежды может быть разбито на четыре главные группы:
1) мусульман, 2) индуистов, 3) сикхов и 4) парсов;
в этих группах еще и теперь заметна резкая разница в покрое платья. Рядом с ними можно поставить значительно отставшие народные группы, как-то бхилы, санталы, гонды и др., костюм которых может быть скорее характерен его почти полным отсутствием.
Сначала общее замечание. Климат Индии и жаркие лучи солнца вызывают необходимость, во-первых, очень легкой одежды и, во-вторых, преобладающего белого цвета. Это мы и видим в Индии. Затем, как правило, носят один покров одежды (или общий кусок, охватывающий среднюю часть корпуса, или рубашку со штанами); двойной покров, т. е. набросок одежды поверх нижнего белья, будет иметь место реже (среди средних и богатых), и, наконец, тройной покров, т. е. верхнее платье, будет носиться лишь в более холодное время, в свежие ночи и, конечно, только людьми высокого или обеспеченного положения. Головной убор является той частью костюма, которая особенно пестра и разнообразна и в которой с большим упорством сохраняются традиционные привычки: по головному убору легче всего узнать религию пли национальность носителя. Обувь много проще и однообразнее и носит общеиндийский колорит, если не считать европейских образцов, все более и более пробивающих себе дорогу в Индию.
Что касается бедных или простых людей, то их костюм, конечно, не блещет разнообразием: народ ходит босым, не изменяя этой привычке и в торжественные дни и минуты, голова его часто открыта и лучам солнца и лучам звезд, а тело окутывает белое полотнище, укладываясь вокруг фигуры настолько пышно или разнообразно, насколько позволяют размеры материала; но чаще всего им будет прикрыта лишь средняя часть тела. Женщины из этого небогатого материала стараются делать то возможно красивое и изящное, что только может придумать их изобретательность. Нередко как мужчины, так и женщины ходят обнаженными по пояс, причем у последних это будет иногда указывать на их низкокастовое состояние. Обнажение женщины по пояс па Юге Индии прежде считалось общественно обязательным: когда в первой четверти прошлого столетия женщины, обращенные в христианство, хотели прикрыть себя выше пояса, то это вызвало угрозы, насилия и даже народные волнения; обычай имеет за собою несколько легенд, объясняющих его происхождение. Хотя нам — европейцам — подобное обнажение женщины рисуется как акт унизительный, вызывающий в последней чувство стыда и стеснения, но на социальном океане Индии мы находим в этом отношении значительное разнообразие оттенков. Женщины-тамилки и тогда, по рассказу Тёрстона, при антропометрических измерениях старались так распределять верхнюю одежду, чтобы прикрыть грудь, между тем как малабарка без всякого стеснения оставалась с открытой грудью. С другой стороны, найярки ходят открытыми, и в их районе, наоборот, верхнее платье, прикрывающее тело, указывает на низшую касту, знаменуя иногда даже неприличность ношения такого костюма.