Одежда народаКультура и общество / Этнографическая Индия / Одежда народаСтраница 3
Тарбуш (или турки-топи) внесен в Индию Сайпдом Ахмадом; он в ходу среди мусульманской интеллигенции и учащейся молодежи. Снять головной убор, безралично какого вида, считается на Востоке актом неделикатности, сорвать же его с головы — это значит нанести глубокое оскорбление.
Относительно одежды мусульмане хранят в памяти много указаний Мухаммеда, но выполняют таковые в последнее время лишь особенно усердные, например ваххабиты или улемы, или старые ученые люди. Уклонение от традиций стало наблюдаться еще при Моголах, в начале XVIII в., особенно при Мухаммаде Шахе 1719—1748, тогда же мусульмане стали носить цветное платье, золотые украшения и шелковые одежды.
Главный предмет одеяния для верхней части тела называется курта, соответствующее нашей рубашке. Курта обычно шьется из белого коленкора и имеет открытую часть (гала) или впереди, или сзади, или по бокам. Прежде она завязывалась веревочками, а теперь застегивается посредством гхунди (пуговица старой формы) и тукмах (петли). В Южной Индии, в Гуджарате и Соединенных провинциях курта той же длины и фасона, как и европейская, но по мере движения на северо-запад рубашка становится длиннее, просторнее, пока у патанов она не делается совсем длинной (до щиколотки), с очень широкими рукавами.
Мусульмане всегда носят той или иной формы штаны; они называются изар (арабское слово) или пайджама (персидское слово). Штаны бывают пли всюду просторные, или всюду тесные, а иногда просторные до колен и тесные ниже. У талии они закрепляются шарфом или веревкой (камарбанд или изарбанд) из белого коленкора. Виды штанов: шараи, или конические, достигающие до лодыжки и напоминающие европейские образцы; руми или гхараредар, которые так же длинны, как и первые, но гораздо шире еврепейских (их чаще носят шииты); танг или чует, той же длины, но от колен книзу они плотно охватывают ноги; если последние засучены на концах, они зовутся чуридари и чаще носятся простым людом. Тип шаровар, т. е. штаны, широкие у талии и свешивающиеся широкими складками, встречается у патанов, белуджей, синдхов, мултанцев и т. д.
Одежда для наружного ношения носит название анга или ангаркха, чапкан, ачкан, или шервани. Первый и третий виды напоминают собою род женской кофты, длиною несколько ниже-колен, застегнуты они бывают или на пуговицы, пли посредством веревок; шьются из всякой материи, белого или иного цвета. Анга считается старомодной одеждой, но все же еще встречается в Дели, Агре, Лакхнау и при туземных дворах, больше носится старыми и религиозными людьми. Чапкая похож на наш кафтан, но с открытой грудью. Поверх анги набрасывается иногда чога, очень просторный костюм, свободно ниспадающий ниже колен. В холодную пору патаны и другие пограничные горцы носят постины (или полушубки) из овечьей шерсти, обращенной внутрь. В Индии далее к югу в холодное время года носится дагла. Это та же анга, по подбитая ватой. В Индии носится и жилет, но не под сюртуком, как в Европе.
У мусульманок одежда, по существу, не отличается от одежды мужчин, но изящнее, из более тонкого материала и более ярких цветов; кроме того, всегда будет наблюдаться некоторая разница между костюмами девушки и женщины. Головным убором будет рупатта, род покрывала или вуали разных цветов и разных материалов; длина около двух метров, ширина около метра; носится на голове и спускается через левое плечо. Считается необходимым признаком скромности, чтобы женщина имела голову покрытой. Как правило, замужние носят более яркие цвета, чем девушки. В Кашмире женщины носят на голове небольшую шапочку. Кассава — платок, который повязывают вокруг головы и завязывают узел позади; женщины носят его дома, чтобы держать волосы в порядке. Мусульманки плетут волосы в косы и свешивают их позади.