Ислам
Культура и общество / Этнографическая Индия / Ислам
Страница 5

Как показали дальнейшие события, подъем мусульманства не падал, но лишь менял форму своего проявления. Потеряв извне стимулы для движения и реагирования, он направился внутрь и сказался в возобновлении старой борьбы между индуизмом и исламом, ниспадая часто до низкой ее формы, т. е. народных столкновений в дни празднеств между «обожателями коров» (индуисты) и «пожирателями коров». 1921 год явился кульминационным годом таких столкновений, давшим значительную цифру убитых, а особенно раненых. Это нужно объяснить, между прочим, и тем, что в этом году были открыты новые советы по реформе Монтегю — Челмсфорда, которые вместе с первыми подсчетами переписи 1921 г. явились резкими толчками, пробудившими индусско-мусульманскую распрю и оживившими пыл мусульман. Реформы показали, что для политической борьбы мусульмане и слабы числом и особенно не подготовлены культурно, что внесло много элементов горечи и зависти в их настроение, а перепись 1921 г. демонстрировала перед индусами, что они с годами количественно убывают по сравнению с мусульманами, причем индусская община торопливо решила, что «это надо приписать» упорной и широко ведомой пропаганде со стороны ислама, отторгающей в свое лоно представителей индуизма. В результате мы видим уход Мусульманской лиги, а особенно Халифатского комитета от Национального конгресса, с которым первая несколько лет говорила одним общенациональным языком, а среди индусов мы видим панин-дусские течения, в форме движения шуддхи, поставившего себе задачей отторжение назад в индуизм раджпутов-малкана и низших каст, перешедших некогда в ислам, и движения сангатхан, направленного к привитию индусской молодежи физических, а отчасти и военных упражнений, чтобы они могли «защитить самих себя».

Все указанные течения свидетельствуют, что ислам живет волнами большого подъема и чисто боевого настроения. Что в этом случае возможна поддерживающая и руководящая рука англичан, которым так страшна объединенная Индия, в этом едва ли можно сомневаться, но и эту руку нельзя же переоценивать в смысле беспредельной дальновидности и могущества. Приходится, не пытаясь углубляться в причины явления, констатировать в Индии подъем мусульманства, притом подъем, имеющий широкую базу, если угодно культурный, не похожий на старые фанатические вспышки гази, руководимые новоявленным пророком. Факт, говорящий о жизненности ислама в Индии и о его крупной роли как политического фактора еще и в наши дни.

Страницы: 1 2 3 4 5