ИсламКультура и общество / Этнографическая Индия / ИсламСтраница 4
Интересными фазами в развитии мусульманства в Индии являются мопла, бохра и ходжа. Первые, иначе называемые мапилла, живут на Малабаре в количестве почти миллиона. Считают, что они потомки арабских эмигрантов, высадившихся на западном берегу в III в. хиджры.
Бохра, или «торговцы», Западной Индии распадаются на две группы — купеческую ветвь, в основе шия исмаилитской секты, и землевладельческую, которая обычно суннитская. Обе ветви являются индусами, обращенными в ислам Абдуллой, арабским миссионером, высадившимся в стране в XI в. В торговой ветви додибохра представляют собою тип пылких сектантов, которые решительно восстают против суннитов и других мусульман, не принадлежащих к их секте; что касается до землевладельческой ветви, то она в последнее время подпала под сильное влияние учения ваххабитов. Ходжа — «почетно обращенные», также секта исмаилитов, ведут свое происхождение от Хасана ибн-Саббаха — учителя исмаилитов XI в., известного крестоносцам под именем «горного старца», относительно которого сохранилось много легенд.
Секта исмаилитов претерпела много гонений во время монгольского нашествия, и ее последователи были отброшены во все стороны, скрываясь от преследований в горных трущобах периферий (горы Сирии, Памира, Гиндукуш, западное побережье Индии, даже Восточная Африка). В этих отдельных районах исмаилиты нашли своих учителей, внесших в секту известные варианты. Тем не менее в новейшее время исмаилиты, несмотря на их разбросанность, и притом иногда очень мелкими группами, нашли своего главу, известного Ага-хана, живущего в Бомбее и очень преданного британцам. Ходжа — очень энергичные торговцы на западном берегу Индии и в Восточной Африке.
Наиболее горячую и нервную форму получило сектантство ислама Индии в виде секты ахмадие, имеющей свою главную квартиру в Пенджабе. Лидер этой секты мулла Гулам Ахмад Кадиани в свом манифесте заявлял притязания на двойника спасителя христиан, провозглашая себя Махди, или Мессией, ожидаемого одинаково христианами и мусульманами и, наконец, отвечая настроению индуистов, говорил о себе как о последней аватаре Вишну. Коран для него все же оставался хранилищем всех знаний. «Второе пришествие,— говорил он,— не за горами». Как будто не одобряя священной войны, он, говорят, резко проповедовал против христианства, индуизма, шиизма и движения в пользу английского образования.
* * *
Современные течения ислама заслуживают большого внимания, но основной их фон еще недостаточно ясен. В Северной Индии уже с русско-японской войны наблюдается явное оживление религиозных тенденций в направлении роста религиозного обучения юношества и перевода священных книг ислама на местное наречие; дешевые издания этих переводов широко рассылаются по округам. В связи с этим среди высших мусульманских классов возникло стремление к образованию, особенно ярким отражением которого явилось основание англо-восточного колледжа в Алигархе; в нем нашла приют прогрессивная часть ислама, борющаяся с мусульманским фанатизмом и идущая навстречу наукам Запада.
Огромное влияние на настроения мусульман в Индии оказала мировая война 1914—1918 гг. В первой половине ее (и перед ее началом) немецкая агентура, докатившаяся и до Индии, стремилась пробудить среди мусульман Азии чувство панисламизма, направленного своим острием против англичан. По-видимому, результаты пропаганды были не особенно велики, но как предпосылка к последующему они сыграли свою роль. Годы 1919—1920, особенно первый, оказались годами сильных народных движений в Пенджабе, в основе которых религиозное чувство фигурировало в качестве дополняющего слагаемого или, скорее, в качестве фитиля, бросаемого в пороховой погреб. По этому поводу можно высказать то предположение, что в годы мировой войны мусульмане Индии находились в состоянии особенного боевого подъема, который давно уже, казалось, не имел шансов на оживление; конечные же результаты войны, сказавшиеся в «унижении и изгнании халифа правоверных», уже резко взбудоражили мусульманские народные массы и пробудили так называемое халифатское движение. Последнее давало о себе сильно знать в ближайшие четыре года. Наиболее характерными отражениями этого движения были «хаджерат» (выход) 30 ООО мусульман из пределов Индии на защиту прав поруганного халифа и восстание мопла в 1921 г. Движение создало особую организацию, так называемый Центральный халифатский комитет в Индии, поставивший себе задачей не только бороться за право и неприкосновенность халифата, но и «создать братские отношения между мусульманами, живущими в других странах». Другая организация, Мусульманская лига (основанная в 1906 г.), явилась, как и Алигархский колледж, проводницей передового мусульманства и защитницей его прав, выделяя скорее национально-политический, чем религиозный момент.