ИсламКультура и общество / Этнографическая Индия / ИсламСтраница 2
Ислам в Индии как религия носит крайне консервативный характер, располагает простым и отчетливым обиходом и вообще мало отличен от ислама других прилегающих стран, однако при внимательном подходе можно подметить, что индуизм, особенно в земледельческих районах, оказал на него несомненное влияние. Принявши в свое лоно отступников от индуизма, ислам вместе с ними воспринял и некоторые обряды и даже воззрения, отличающие его от первичного аравийского и даже среднеазиатского мусульманства. С годами прозелитский пыл первых завоевателей остыл, обе религии научились жить рядом друг с другом, и, хотя мусульманин наших дней никогда не в силах побороть в себе чувство презрения к вере идолопоклонников-соседей, все же он пришел к выводу, что последняя не может быть уничтожена путем преследования. От индуизма ислам воспринял много демонологии, веру в колдовства и поклонение умершим пирам или святым. Земледелец-мусульманин наших дней нередко пользуется индуистом-астрологом, чтобы наметить счастливый день для брака, он не отказывается помолиться также и богу деревни о даровании сына своей жене. Все это тем более естественно, что обращение в ислам, если оно случается, происходит в среде низших каст, всегда сохраняющих и при переходе в новую религию своих старых богов. Представляя собою наиболее демократическую религию в мире, ислам искренно приветствует даже самого низкокастового человека, ищущего в лоне новой веры более человечных и равных взаимоотношений, и при этом он не всегда доглядит, с какой степенью искренности и полнотою признания неофит становится поклонником Аллаха.
Не избежал ислам и влияния анимизма, как об этом было упомянуто выше. Наиболее замечательным примером слияния ислама и анимизма являются панчпиры Бенгалии и Соединенных Провинций. Пять небольших кучек из глины, поставленных в углу дома или под священным деревом деревни, образуют алтарь этого пятибожия; жрецом всегда будет член какой-либо из низших каст.
Секты ислама. Главные секты ислама сунни и шия. Сектантство выросло в первое столетие после смерти пророка. Сунниты, или традиционалисты, признают сунну, или сборник традиций, как авторитет, сопутствующий Корану или дополняющий его,— взгляд, отвергаемый шиитами. Последние признают имамат, т. е. временное духовное руководство верующими, что по божественному праву принадлежит Али и его потомкам через Ха-сана и Хусейна, несчастных внуков пророка. Отсюда, естественно, шииты отвергают как узурпаторов первых трех имамов — Абу-Бекра, Омара и Османа, почитаемых суннитами Шииты ежегодно празднуют мухаррам в память мученической кончины Али и его двух сыновей, между тем как сунниты празднуют лишь десятый день праздника и не признают тазию («траур»), т. е. представления могил мучеников, с которыми шииты ходят в процессии. Сунниты преобладают в Турции, Индии, нашем Туркестане; шииты — в Персии. Имеется наблюдение, что шиитское движение наиболее сильно там, где в населении меньше арабской крови, почему шиизм определяется как арийский протест против господства семитов. Теперь этот взгляд значительно потерял старый интерес и прочность. Главными гнездами шиизма в Индии являются Лакхнау и Хайдарабад. Сунниты Индии — ханифитского толка.
Меньшие секты ислама. Отчетливый, кристаллически ясный монотеизм ислама гораздо менее располагает к сектантству, чем многобогий эклектический индуизм. Сектантское движение в исламе идет обычно по двум линиям: оно или пуританское, или пиетическое (возвышенное благочестие).