Дегустация ИндииКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Дегустация ИндииСтраница 140
Гиганты были сделаны по заказу махараджи Мадхо Сингха Второго, собравшегося в Англию на коронацию короля Эдуарда VII. Мадхо Сингх Второй испытывал по отношению к европейской воде тот же ужас, что я по отношению к индийской, но подготовился к этому лучше меня. Он повез с собой в этих монстрах воду из Ганга на борту специально зафрахтованного морского лайнера. На этом же лайнере ему оборудовали храм для путешествия.
Жителю нашего региона не очень понятны индийские отношения с водой. И, забывая закрыть кран, мало кто из нас думает о том, что больше миллиарда людей на Земле лишены возможности пить неопасную для здоровья воду.
Нам, например, не знакома проблема мышьякового отравления воды в Южной Азии. Мышьяк естественным образом присутствует в Гималаях, откуда текут истоки Ганга, и отравленные подпочвенные воды дельты Ганга под восточноиндий-ским штатом Западная Бенгалия и Бангладеш употребляют до 85 миллионов человек.
Ганг – это кровь Индии. Название произошло от имени Ганга, небесной реки в древнеиндийской мифологии. Ганга была дочерью Хамавата и сестрой Парвати. Образуясь из пальцев Вишну, она долго текла по небу и спустилась на Землю по просьбе царя Бхагиратхи, чтобы омыть прах его шестидесяти тысяч предков.
Обрушившись сверху, Ганга попала на голову Шиве, и только это спасло Землю от разрушения ее мощным потоком. Именно на голове Шивы она разделилась на семь потоков. Потом эти семь потоков выпил мудрец Джахну и выпустил через свое ухо.
Пройдя по головам, гортаням и ушам, Ганга ушла в подземный мир, вышла замуж за царя Лунной династии Шантану и родила восемь сыновей. Родившихся детей она сразу бросала в воду, чтобы они перестали быть людьми, а последнего оставила мужу перед разводом именно в человеческом состоянии. Папаша назвал его Бхишмой и вырастил храбрым военачальником и мудрым наставником воюющих пандавов и кауравов.
А Ганга, превратившись в Ганг, потекла через Индию, очищая от грехов, избавляя от болезней и даруя небесное блаженство погребенным. На берегах ее выросли центры паломничества Хардвар, Аллахабад, Варанаси, Сагар. В них отправились толпы умирающих, сопровождающих умерших и везущих урны с прахом.
Круглые сутки на набережных этих городов горят погребальные костры. С берега к реке люди спускаются по тысячам каменных лестниц – гхат – к местам священных купаний. Паломники стригутся и бреются наголо, даже сбривают брови перед омовением, и увозят воду в кувшинах за сотни километров, чтобы лечить ею близких.