Дегустация ИндииКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Дегустация ИндииСтраница 143
Посещая разные страны в составе делегаций деятелей культуры, как подчеркнутая трезвенница, я уже устала отвечать на вопрос принимающей стороны, почему русские так много пьют. В Индии от этой темы у меня особенно устал язык, в отличие от Запада женщины навеселе были здесь потрясением. Да и что я могла отвечать, о традициях и морозах? Но за окном было плюс сорок!
В Индии особое отношение к алкоголю. В древности индийских пьяниц пытали. Им лили в глотку горячее вино, кипяток, коровью мочу или кипящее молоко до наступления смерти. В особо серьезных случаях их даже поили расплавленным серебром, свинцом или медью. Особенно жестко поступали с представителями высших каст.
– Шумит, а если бы твоя мама увидела тебя пьяным? – спрашиваю я.
– Она выгнала бы меня из дому и никогда не пустила бы обратно, – отвечает Шумит, который научился в России пить водку, – это было бы огромным позором для нее.
Древнеиндийский трактат об искусстве управления государством «Артхашастра» гласит, что производство алкоголя должно осуществляться под государственным контролем. Пьянство считалось в буддизме одним из пяти основных грехов. А исповедовавший джайнизм царь Кумарпала запретил в своем царстве и производство, и продажу алкоголя.
Сегодня пьянство в Индии стало государственной проблемой. И винно-водочная промышленность навострилась выпускать такое пойло из тростника и бамбука, которым упиваются до галлюцинаций и травятся целые деревни. Есть и более романтично названные строчки винной карты: рисовое пиво, пиво из муки, приправленное пряностями, вино из манго и лесных ягод, майрейя из коры дерева мешашринг, перебродивший сок кокосового ореха, вино из пальмового дерева, вино со вкусом гималайского чая.
Полиция без особого успеха борется с разгулом самогоноварения в индийских деревнях. Оно опасно вдвойне. С одной стороны, люди травятся палеными напитками. С другой стороны, приходя на запах алкоголя, дикие слоны напиваются и разносят деревни в клочья.
«Артхашастра» требовала строгого контроля частного пивоварения и питейных заведений. Владельцы питейных заведений были обязаны удерживать посетителей от чрезмерного пьянства. С них даже требовали возмещения ущерба жертвам перепоя и штрафовали за обилие перепивших клиентов.
Индия и сейчас активно пытается минимизировать зло от пьянства нетрадиционными способами. Например, недавно была проведена кампания против пьянства за рулем. Продавцы цветов обычно стоят в городах возле светофоров, и во время акции они предлагали водителям не букеты, а похоронные венки. Говорят, это снизило количество пьяных аварий.
Недавно в штате Керала научились делать лечебное пиво. В его состав, кроме ячменного солода и хмеля, добавили экстракт алоэ веры, активизирующий процесс выработки и усвоения организмом человека витаминов B1, B6, B12, C и E. Изготовители утверждают, что потребители этого пива не будут иметь проблем с печенью, а также снизят риск язвенной болезни и гастрита. Мне кажется, в этом есть что-то от заветов «Артхашастры».
К слову, хочу заметить, что ненавижу всякую ресторанную «приазиатченную попсу» с толстым Буддой посередине. Для любого вменяемого человека Будда, принявший аскезу, отказавшись от дворцового комфорта, слабый символ торговли комфортом.
Но хозяевам подобных рестораций не приходит в голову, что точно так же выглядел бы посреди их зала откормленный символ христианства, мусульманства или иудаизма. Другой вопрос, что на следующий день их бы сожгли или взорвали христианские, мусульманские или иудаистские фанаты. А мирные буддисты только с жалостью усмехаются тому, как люди добровольно грязнят свою карму.
* * *
Когда мы в очередной раз собрались ехать, очень красивая молодая женщина в нарядном сари с ребенком выбежала наперерез нашей машине. Удалось немного отъехать, и тут сзади завопил мальчишка лет семи, держащий в руках спящего обнаженного годовалого малыша с гноящимися глазами.