Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуСтраница 8
Очень тесными были связи с Цейлоном (современная Шри Ланка), куда Ашока направил специальную миссию во главе со своим сыном Махиндой (Махендрой) для распространения буддизма.
Царь Цейлона Тисса в ответ на это в честь Ашоки принял его титул «милый богам» (Деванампия) и направил свое посольство в Паталипутру.
Вопросы хронологии Большие споры среди исследователей вызывает датировка правления Ашоки, хотя надписи его содержат важные сведения по этому вопросу. В так называемых больших наскальных эдиктах, которые были выбиты через 12 лет после коронации Ашоки, одновременно упоминаются пять эллинистических правителей. Очевидно, в год издания эдикта все пять царей были живы. Этим годом может быть или 256 г., или 255 г. до н. э. Значит, начало правления Ашоьи должно относиться примерно к 268 г. до н. э.
Интересное исследование провели ученые по анализу астрономических данных, содержащихся в легендах об Ашоке. В буддийских сказаниях говорится о затмении Солнца — событии, которое будто бы совпадало по времени с поездкой Ашоки по святым буддийским местам. Ученые выяснили, что в 249 г. до н. э., в период правления Ашоки, произошло солнечное затмение, а в одном из эдиктов царя, составленном на 20-м году правления, сообщается о посещении им места рождения Будды. Все это вместе взятое дает основание предполагать, что начало правления приходится на 268 г. до н. э. Эта дата подтверждается и некоторыми другими материалами: если Биндусара правил 25 лет, как сообщают об этом Пураны, содержащие списки царских династий, то Ашока вступил на престол в 263 г. до н. э. Буддийская традиция сохранила сообщение о коронации Ашоки через 218 лет после смерти Будды, которая, по мнению большего числа исследователей, могла произойти в 486 г. до н. э. Если следовать этой традиции, получается та же дата начала правления Ашоки — 268 г. до н. э.
Некоторые ученые придерживаются иных датировок, нередко ссылаясь на свидетельства цейлонских хроник о том, что Ашока короновался лишь через четыре года после захвата власти. Исходя из этого, за дату воцарения Ашоки принимается 265 г. до н. э. В целом же вопросы маурийской хронологии еще ждут своего окончательного решения.
Границы В империю Маурьев входила огромимперии Маурьев ная территория. В рамках единого государственного образования были объединены народы и племена, разные в этническом, лингвистическом и культурном отношении и следовавшие различным религиозным верованиям, традициям, обычаям.
Судя по надписям Ашоки, а также «Артхашастре», к этому периоду сложилось представление о значительном по территории государстве во главе с правителем земли, власть которого распространялась на огромные области — от Южного океана до Гималаев. Авторами политических трактатов уже подробно разрабатывалось учение о границах государства, его взаимоотношениях с близкими и далекими соседями.
О появлении новых представлений об огромной территории империи может свидетельствовать различная характеристика, которую дают источники магадхскому царю Бим-бисаре и императору Ашоке. Если первый назывался «царем прадеши», т. е. небольшой территории (провинции), то Ашока считался «всеправителем над Джамбудвипой», т. е. всей Индией.
Для определения границ империи Маурьев при Ашоке основными свидетельствами служат эдикты императора. Некоторые сведения сохранились и в сообщениях античных авторов, повествующих о периоде Чандрагупты. Определенную ценность представляют данные китайских пилигримов, особенно в том случае, если они подтверждаются эпиграфическими или археологическими материалами.
Для определения западных границ империи большое значение имело открытие в Кандагаре — центре Арахосии (область современного Афганистана) — эдиктов Ашоки (греческой и греко-арамейской надписей), что ясно указывает на вхождение Арахосии в его империю. В эдиктах Ашоки несколько раз упоминаются йоны и камбоджцы как народы, живущие на западе страны. Под ионами подразумевались греки, поселения которых имелись в Арахосии Для них и предназначались версии эдиктов Ашоки на греческом языке Некоторые исследователи полагают, что йоны периода Ашоки были потомками греческих поселенцев, обосновавшихся здесь еще при Александре Македонском.