ВиджаянагарСтраница 4
Постепенно сложились десять провинций (не считая вассальных территорий) и обычай назначения в них временных губернаторов — данданаяков. Они занимали свои должности от нескольких месяцев до нескольких лет. В подчинении у данданаяков находились более мелкие военачальники, распоряжавшиеся на местах; в их функции входило поддержание порядка и взимание довольно бессистемных налогов.
Перу императора Кришнадеварайи приписывается дидактическая поэма «Амуктамальяда», которая отражает представление о государстве скорее ХГУ-ХУ вв., чем XVI. Судя по этой поэме, государство создавалось для самого себя и как источник доходов для государя. Расширять территорию государства и развивать ирригацию нужно для повышения доходов. Для этого же надо покровительствовать купцам и заботиться о развитии торговли. Последняя полезна также потому, что дает коней и слонов (для армии) и золото и драгоценные камни (для казны). Надо удерживать налоги на низком уровне, потому что в этом случае общие поступления от налога увеличиваются. Собранные средства надо тратить следующим образом: половину — на содержание армии, четверть — на милостыню и благотворительность (сюда входили, видимо, дарения храмам и брахманам), оставшуюся четверть рекомендуется откладывать.
К последнему совету виджаянагарские правители отнеслись вполне серьезно: в царском дворце в Виджаянагаре имелось много комнат, заполненных до потолка золотом и драгоценностями и запечатанных. Каждый император считал своим долгом прибавить к этим комнатам хотя бы еще одну. Современный исследователь называет эту политику «экономикой складирования».
Важнейшей политической проблемой была проблема сепаратизма. Кришнадеварайя советует во избежание мятежей, во-первых, назначать на все посты брахманов. Во-вторых, «не преступать границ умеренности» при раздаче земель слугам. Нужно всегда помнить, что лица, используемые для сбора налогов и других поручений, — это «и друзья и враги царя попеременно», а внутренний враг гораздо опаснее внешнего.
К началу XVI в. государственный строй Виджаянагара значительно изменился.
Провинции потеряли прежнее значение, как и их аппарат и чиновники на более низком уровне. Основной фигурой в администрации стали военачальники, владеющие землями на условиях амарам («кормление»), или найякаттана. Это было условное, но довольно постоянное владение. Не имея формального права наследования, найяки нередко передавали найякаттаны сыновьям. Название местности (имения) добавлялось к имени найяка как его наследственный титул. Найяк был обязан заботиться о развитии сельского хозяйства, ремесла и торговли в пределах имения, поддерживать порядок, содержать воинский контингент, отдавать в казну примерно 1/3 налоговых поступлений. Найяки стали реальной властью на местах, подчинив себе и, видимо, распустив общинные окружные собрания (наттар и оккалу). Со временем найяки становились более самостоятельными. Интересно, что в XVI в. в южных районах империи, в Тамилнаде, резко сокращается количество царских дарений храмам и совершенно исчезают дарения от министров центрального правительства. Основными дарителями выступают найяки. Найяки выделяют также земли в наследственное владение своим военачальникам и должностным лицам.
Таким образом, наяйкаттану можно сопоставить с другими формами военного лена, известными по истории Делийского султаната, государства Сельджукидов и других государств Ближнего и Среднего Востока, но она отличалась от икта, тиула и т. п. своей большей прочностью.
Интересно, что укрепление найяков в качестве собственников в первой половине XVI в. не является следствием ослабления центральной власти. Наоборот, империя никогда не была так сильна, как в это время. Она была сильна, пока сильные найяки поддерживали императора. Но стоило имперской армии потерпеть поражение в 1565 г., как найяки занялись своими делами, и империя стала постепенно сокращаться, как шагреневая кожа.
Как и раньше, крупными землевладельцами были храмы. Они входили в феодальную иерархию, принимая покровительство крупных найяков и имея собственных вассалов, обязанных с оружием в руках защищать храм в случае нападения вражеских войск или разбойников. Храмы играли также роль центров, притягивавших торгово-ремесленное население. Наиболее почитаемым и самым богатым стал храм Тирумалайи (Венкатешвары) в Тирупати. Ему покровительствовали Салува Нарасимха и особенно Ачьютадеварайя и Рамараджа. К 1565 г. храм владел 170 деревнями. 13 писцов вели подробную документацию, регистрируя доходы, подношения, расходы на оросительные работы, приготовление священной пищи (пра-сада) и распределение ее между дарителями и паломниками.