ВиджаянагарСтраница 3
Мусульмане с ходу заняли город Виджаянагар, разграбили его, разрушили довольно основательно и ушли. Тирумала занял город вновь без труда, но не сумел или не захотел его восстанавливать. Столица была перенесена в Пенугонду, затем еще южнее — в Чанд-рагири. Империя еще боролась. При Венкате II (1586-1614) она охватывала почти ту же территорию, что и в период расцвета, но потом началась междуусобица, в результате которой правители некогда блестящей империи стали марионетками в политической игре государств, возникших на ее обломках. В Тамилнаде это были государства бывших наместников (найяков) в Джинджи, Танджуре и Мадурай. В Карнатаке возникли новые государства со столицами в Майсуре и Иккери (Беднуре). Районы Андхры были поделены между Голкондой и Биджапуром.
Борьба Виджаянагара с Бахманидами, а затем с султанатами подается в историографии как противостояние индуизма и ислама. Этот аспект столкновений, конечно, никак нельзя сбрасывать со счетов. Обе стороны использовали религию как консолидирующий фактор. Но нельзя и переносить религиозную нетерпимость XX в. на период, который здесь рассматривается. Еще Букка I издал указ о том, что все вероучения имеют равные права и достойны покровительства со стороны властей. Дуарте Барбоша, португальский путешественник начала XVI в., счел необходимым специально отметить религиозную терпимость, царившую в Виджаянагаре: «Король позволяет такую свободу, что каждый может жить по своей вере без всяких неприятностей и без вопросов о том, христианин ли он, или иудей, или мусульманин, или язычник. Большое равенство и справедливость соблюдаются всеми». Конечно, это не значит, что двор не имел своих религиозных предпочтений. Как уже говорилось, перт вые императоры были истовыми шиваитами. Салувы и Тулувы были вишнуитами, но продолжали покровительствовать шиваитским храмам и общинам брахманов.
Показателем терпимости служит, в частности, то, что противостоящие армии не были конфессионально однородными. Еще Дева-райя I понял значение кавалерии и стал создавать кавалерийские части, комплектовавшиеся большей частью мусульманами. Он же начал приглашать турецких лучников. Деварайя II имел, по словам современников, 10 тыс. лучников из Турции. В то же время индусские вассалы играли важную роль в управлении государства Бах-манидов и составляли значительную часть военачальников.
Впервые война против Виджаянагара была объявлена религиозной (джихадом) со стороны мусульманских государств лишь в 1502 г., т. е. спустя полтора столетия после начала этих войн. Второй джихад был объявлен в 1509 г., третий — в 1565 г., тем не менее в битве при Таликоте среди 56 высших военачальников, сражавшихся на стороне «мусульман» и павших на поле боя, было 27 индусов.
На стороне Виджаянагара погибло 4 военачальника-мусульманина. Государства Редди и Гаджапати нередко выступали на стороне мусульман против индусской империи Виджаянагар. Таким образом, государственные интересы явно превалировали над религиозными пристрастиями.
Некоторые современные индийские историки видят в этом недальновидность правителей-индусов и недостаток патриотизма с их стороны. В этих обвинениях много справедливого, но такова была историческая реальность: мусульмане не рассматривались как «общий враг», как заведомо враждебная сила.
Военное поражение и последующая дезинтеграция были подготовлены ростом самостоятельности наместников и военачальников-землевладельцев. Однако это не был просто процесс феодализации, приведший к государственной раздробленности. В течение трех веков Виджаянагар как государство и аграрные отношения на его территории проделали довольно длительный путь развития.
Виджаянагар возник первоначально как весьма примитивное по структуре государство. Управление строилось по семейному принципу. Младшие братья Харихары и Букки укрепились на захваченных ими территориях и передали их затем своим сыновьям. Букка I, став единоличным правителем, сменил племянников собственными сыновьями. Затем подобную же замену произвел Харихара II.