Средневековый индуизмСтраница 4
Одной из необычных черт индуистских сект было отсутствие борьбы между ними за умы верующих. Иногда эту черту называют «веротерпимостью» . Однако не надо приравнивать это свойство индусских религий к сознательной веротерпимости, возникающей как понимание права личности на собственное мировоззрение. Отсутствие борьбы за «истинную религию» в среде индусов объясняется их глубокой интровертностью, т. е. направленностью помыслов только на собственное освобождение, безразличием к судьбе окружающих.
Не следует также преувеличивать терпимость индусов. Последователи бхакти в Южной Индии насильственно подавляли деятельность буддистов и джайнов. Правители династий Паллавов и ранних Пандьев гордились тем, что вырезали в своих владениях множество джайнов и одерживали победы над царями-буддистами. Адхираджендра Чола (1067-1070) насаждал шиваизм жестокими методами, так что бхакту-вишнуиту Раманудже пришлось покинуть его владения. Он вернулся в Шрирангам только после вступления на престол следующего правителя — Кулоттунги I. Ранние правители династии Хойсалов были джайнами. Но Вишнувардхана обратился в вишнуизм и изгнал всех джайнов из своих владений.
Все же такого рода эксцессы были исключениями. Отсутствие конфликтов между индусскими сектами привело к тому, что европейские исследователи первоначально относились к ним как к проявлением единой религии. Позже возникли сомнения. В настоящее время в науке продолжается дискуссия о том, считать ли индуизм единой религией или же просто понятием, сконструированным в умах наблюдателей и исследователей.
Внутреннее единство всех этих разнообразных учений стало осознаваться только после того, как на северо-западе появилась новая для этого региона религия — ислам, резко отличавшаяся от учений, возникших на почве Южной Азии. Лишь тогда появился термин (хинду), который должен был выразить это единство и противостояние чуждому учению.