Средневековый индуизмСтраница 3
Определенным признаком общности всех индуистских культов было поклонение ряду животных, прежде всего корове, а также змеям и обезьянам.
Обрядовость заняла ведущее положение среди других выражений религиозности. Ритуализированы были все стороны жизни — производственная и культурная деятельность, быт. Обязательные обряды, которые должен выполнять индуист, можно подразделить на ежедневные, календарные, обряды жизненного цикла. Часть из них совершалась дома, другая часть — в храме. Любое событие в жизни индуиста и любая его деятельность должны были сопровождаться обрядом.
Впрочем, даже перечисленные выше немногочисленные общие черты индуистских религиозных взглядов не могут считаться абсолютно обязательными. Существовало множество сект, считавшихся индуистскими, но не разделявшими те или иные из указанных выше догматов.
Мертвящая обрядовость, засилье брахманов, кастеизм неоднократно вызывали к жизни движения, иногда характеризуемые как протестные. Чаще всего знаменем таких движений было бхакти — идея любви к богу, которая способна сделать ненужными все обряды и жрецов и дать адепту возможность прямого эмоционального контакта с богом. Чаще всего объектом бхакти было одно из божеств группы Вишну — Рама или Кришна. Кришнаитский культ, связанный с песнопениями, пронизанными чувственностью и воспевающими плотскую любовь (которая символизировала возвышенную любовь к богу), получил значительную самостоятельность, выработал свои обряды. Он возник в районе Матхуры, где Кришна, по преданию, жил, и распространялся в основном в Северной Индии.
В Южной Индии с VI в. развивается течение бхакти внутри шиваизма, а с VII в. — и среди вишнуитов. Идеи бхакти в условиях, когда брахманы занимали ключевые позиции не только в духовной сфере, но и в экономике, и в администрации, могли приобретать характер социального протеста.
Но как и буддизм, являвшийся первым движением, пытавшимся подорвать влияние брахманов, бхакти не имело перспектив. Иерархическому сознанию индийцев мысль о равенстве всех людей перед богом была чужда, и, как результат, членство в бхактийских сектах было всегда незначительным. Основателя такой секты очень почитали — как святого, но следовать его учению не торопились.
Индуизм не похож на мировые религии, ставшие основой мировоззрения средневековых людей практически во всех странах. Но он пронизан иерархичностью, он идеально приспособлен к кастовой системе, которая, в свою очередь, была наиболее классической формой социального строя для феодального общества. Нельзя не отметить специально, что эволюция индийских религий шла как бы в противоположную сторону по сравнению с другими религиями. Если для народов Ближнего и Среднего Востока, а также Европы характерен переход от локальных культов к вселенским представлениям и от конкретного к абстрактному в осмыслении потустороннего мира, то индийцы предпочли конкретность и фрагментарность своей религиозной жизни.
Индуизм продолжал распространяться и пополняться новыми культами и направлениями в течение всего периода Средневековья. Последние очаги буддийской культуры угасали в Бенгалии и Бихаре. Джайнизм исчез на Юге и сохранился в более или менее заметном виде только в Гуджарате. Шиваизм сыграл особенно значительную роль в возрождении индуизма. Шиваитами стали вождь эфталитов Михиракула, многие члены семьи Харши, хотя сам он был буддистом. Шиве поклонялись также Майтраки из Валлабхи и многие правители Южной Индии. Махендраварман Паллава обратился в шиваизм и превратил свою столицу Канчипурам в крупнейший центр этой религии. Для успеха шиваитской пропаганды большое значение имела деятельность Шанкарачарьи (788-820) — философа и религиозного деятеля, попытавшегося придать шиваизму некое организационное единство при помощи основания шиваитских монастырей в разных концах Индии.
В X—XI вв. значительный импульс получил также вишнуизм, так или иначе связанный с идейным направлением бхакти. В XI в. Ра-мануджа дал теоретическое обоснование течению бхакти. Бхакти в особой форме развилось и в шиваизме, правда, лишь в Южной Индии. На Декане, в государстве Калачури, возникла секта, называвшая себя вирашайва, известная также как лингаяты. Реальным основателем секты стал брахман Басава, министр правителя этого государства. Секта лингаятов, выступавшая против кастовых предрассудков, стала впоследствии многочисленной и влиятельной общиной, но все же лишь одной из каст индийского общества.
Особенностью религиозной жизни в это время является также появление и распространение тантризма, т. е. мистических представлений, связанных с верой в символы (мантру, мандалу )ис эротической оргиастической практикой. Это течение существовало и в буддизме, и в шиваизме. Эротика стала частью ритуала и в некоторых других направлениях шиваизма, как явствует из строительства во второй половине XI в. знаменитых храмов в Кхаджурахо.