Средневековый индуизмСтраница 2
2. Индуизм отличает от ведизма также принципиально иной ритуал. Был заменен основной обряд, символизировавший связь этого мира с миром богов. Развитие религиозных представлений шло от абстрактного к конкретному. Место жертвоприношений (яджня) невидимым ведическим богам заняло церемониальное подношение цветов и плодов статуям (пуджа). Эта тенденция захватила и другие индийские религии. Буддизм и джайнизм также стали концентрировать свое внимание вокруг поклонения статуям Будды и основателя джайнизма Махавиры, бодхисатв (людей, достигших освобождения, но оставшихся в миру для помощи другим людям) и тиртханкаров (людей, достигших освобождения).
Характерной чертой религиозной жизни стало возведение храмов, нередко весьма грандиозных, обычно посвященных либо Шиве, либо Вишну, хотя имелись и храмы, где оба направления индуизма сочетались. Отдельные культы становились государственными культами той или иной династии, и храмы, посвященные соответствующим богам, возводились в столицах как символ могущества царя и государства. Такую роль в Х1-ХИ вв. играли храм Махадевы в Кхад-журахо, Раджараджешвары в Танджуре, Удайешвары в Удайпуре,
Лингараджи в Бхубанешваре, Джаганнатха в Пури, храм Солнца в Конараке и др. Дарения храмам земли, скота, денег превращали их в важный элемент экономической жизни и политики.
Божество храма нередко понималось как духовный (или ритуальный) правитель определенной территории, за пределами которой его сила кончалась. Сохранялась известная двойственность божества: как инкарнация Шивы или Вишну оно было общеиндийским, а в конкретном своем облике — местным.
3. Для индуизма характерно совершенно иное самоощущение верующего. Если ведические арии обращались к богам как к союзникам-соратникам, ощущали взаимозависимость мира богов и мира людей, то средневековые индуисты испытывали чувство своей полной .зависимости от богов и их произвола.
4. Индуизм отличает от ранних религиозных представлений более разработанная догматика. Становится более четким учение о переселении душ, о смене эпох в истории человечества, возникают этические воззрения (принцип ахимсы — непричинения зла живому существу — был заимствован из буддизма). Впрочем, отличия этого ряда могут быть объяснены естественным развитием религиозных взглядов с усложнением общества.
5. Наконец, изменяется отношение к корове. Если для ариев корова — показатель богатства, «валюта», то для индуса она — священна, Мать. Трудно представить себе, как произошло это превращение многострадального животного из предмета вожделений в объект поклонения, но для современных индусов отношение к корове — настолько важная черта их ежедневной жизни, что это изменение нужно упомянуть отдельно.
Силой индуизма, способствовавшей его победе над буддизмом, а впоследствии и его успешному сопротивлению исламу и христианству, были его «слабости» — аморфность, раздробленность, отсутствие канона, церкви, догматики. Индуизм целиком состоит из сект и направлений, отличающихся друг от друга почитаемым богом, способами его почитания и т. п. Общими для почти всех индуистских сект были лишь несколько положений.
Наиболее важное из них — учение о дхарме, карме и ахимсе. Каждый человек, по учению индуизма, должен исполнять свои обязанности, свой долг (дхарму), различный для разных каст. В зависимости от того, насколько неукоснительно человек исполняет свои обязанности, в зависимости от его поступков (карма) его душа после смерти возрождается в более высокой или в более низкой касте; для особенно безнравственных предусматривалось рождение в виде самых отвратительных животных. Таким образом, рождение брахманом являлось наградой за прошлую добродетельную жизнь, а рождение неприкасаемым — наказанием за совершенные в прежних рождениях дурные поступки. Связь этого учения с кастовой системой очевидна.
Принцип ахимсы был связан с учением о переселении душ: нельзя приносить вред живым существам, поскольку в них могут быть души умерших людей.
Конечной целью индуиста является не рождение в высшей Варне, а освобождение из цепи рождений (мокша). К этой цели ведут три пути: путь благочестия (дхарма — здесь этот термин употребляется в ином значении, чем указано выше), путь погони за материальной выгодой (артха) и путь погони за наслаждениями (кама); они равно возможны, хотя каждый предыдущий более прямой, а потому и более предпочтительный, чем последующий. В некоторых текстах сущность путей формулируется по-иному: джняна-марга («путь знаний»), карма-марга («путь деятельности») и бхакти-марга («путь любви»). В этой триаде наиболее прямым и лучшим считается третий путь, поскольку он предполагает личную любовь адепта к богу. Учение об этих трех путях, выраженное впервые в «Бхагаватгите», стало идеологической основой религиозного движения бхакти, которое уже упоминалось.