Средневековый индуизмСтраница 1
Индийская цивилизация возникла с приходом ариев и, таким образом, наряду с Китайской, является одной из наиболее протяженных по времени в истории человечества. Она отличается значительной традиционностью. Прошлое как бы постоянно продолжает жить в настоящем. Веды, хотя они составлены на умершем сейчас языке, продолжают считаться священными книгами, на которых строится индусская религия. Поэтому довольно распространен взгляд, что индуизм тоже существует с незапамятных времен, а именно 3,5 тысячелетия. (Я в данном случае не учитываю мнение тех, кто склонен наперекор любым данным науки относить начало индийской цивилизации еще на несколько тысячелетий в глубь веков.)
Однако религиозные воззрения индийцев развивались, изменялось содержание религиозности, иногда кардинально. Наивная религия ведических ариев сменилась в середине I тыс. до хр. э. высокоинтеллектуальной религией упанишад (ее называют также брахманизмом), а в начале Средних веков в результате втягивания местных племенных культов стала тем, что мы сейчас называем индуизмом. Принятие вед было сугубо декларативным. Основной религиозной литературой средних веков стали пураны. Эпические поэмы «Ма-хабхарата» и «Рамаяна» почитались как лучшее наставление в религии, «пятая веда».
Отметим черты отличия индуизма от религии древних ариев — ведизма.
1. Сформировался совершенно иной пантеон. Как уже отмечено, ведические боги перестали быть актуальными. Наиболее широко почитаемыми богами в индуизме стали Шива и Вишну. Первый из них вообще в ведах не упоминается и, судя по его иконографии, происходит из верований неарийского населения. Другой упоминается в ведах как второстепенное божество. Культ третьего основного бога, создателя мира Брахмы, не стал сколько-нибудь массовым. Таким образом, с целью классификации и описания все индуистские культы удобно разбить на два основных направления — вишнуизм и шиваизм.
Группу божеств, связанных с Вишну, составляют прежде всего его аватары (воплощения при «нисхождениях» на землю). Различные системы перечисления насчитывают 10, или 12, или 22 таких «нисхождений». По представлениям индуистов, Вишну нисходил время от времени на землю, чтобы восстановить справедливость. Последняя аватара Вишну — всадник Калки на белом коне — еще придет в мир, чтобы установить окончательную праведность. В качестве аватар Вишну осмыслялись местные божества различных племен и народностей и включались, таким образом, в индуизм. Даже Будда был объявлен подобным образом одной из аватар Вишну, посланным якобы в мир для защиты животных от убоя.
Наиболее почитаемыми аватарами Вишну стали Рама и Кришна. Рама олицетворял образ справедливого царя, истинного кшатрия. Его деяния были воспеты в «Рамаяне». Объектами поклонения стали, кроме него самого, его жена Сита, его брат Лакшмана, предводитель обезьян Хануман и другие мифологические образы этой поэмы. Кришна почитался чаще всего в образе молодого пастушка. Эта аватара стала объектом поклонения в направлениях, объединяемых понятием бхакти. Они сыграли впоследствии значительную роль в духовных процессах, и о них будет речь ниже. Другой его облик — воина, колесничего Арджуны из «Махабхараты», — не стал популярным в народе, однако то, что от лица именно этого Кришны-колесничего составлена наиболее почитаемая сейчас книга индуизма — «Бхагаватгита», — способствовало закреплению и этого образа.
Шиваизм тоже был собранием ряда различных верований. В него входили культы самого Шивы в образе аскета, погруженного в медитацию на горе Кайласа, в образах повелителя грозы Рудры, защитника скота Пашупати, космического танцора Натараджи, культы его жены, выступавшей под разными именами (Парвати, Кали, Ума, Шакти), его сыновей Ганеши и Картикеи, а также поклонение различным символам, в частности линге (фалличекому символу, олицетворяющему созидающую силу Шивы).
Но возникло также большое количество сект, промежуточных между шиваизмом и вишнуизмом, а также полуиндуистских-полубуддистских. Этот процесс условно называется возрождением индуизма, потому что большинство новых культов провозглашало свою связь с ведами и ведантой, восстанавливало роль брахманов и т. п.
Специально надо упомянуть большую роль, которую стали играть в индуизме женские божества, чаще всего понимаемые как различные манифестации супруг Шивы или Вишну. Супруга Шивы предстает и в виде женственной Парвати, и в виде жестокой Дурги, и в виде еще более кровожадной Кали. У нее есть и другие манифестации. Супруга Вишну имеет имена Шри, Лакшми, Индира, Чанчала и др. Весьма важно, что супруги богов понимаются не как второстепенные божества, а как шакти, т. е. «сила», источник могущества богов. Женские божества в индуизме, без сомнения, являются переосмысленными богинями местных племен, втянутых в индо-арийское общество в результате процессов, отмеченных выше. Процесс втягивания в индуизм местных божеств продолжался в течение всех Средних веков и не закончился по сей день.