Переход от древности к Средневековью индийский вариантИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Переход от древности к Средневековью индийский вариантСтраница 2
5. Происходят изменения в представлениях о «разделении труда» между варнами. Понимание прав и обязанностей брахманов и кшатриев не изменилось. Брахманы понимались как люди, занимающиеся умственным трудом. Обязанностями кшатриев считались управление и война. Но кардинально изменилось понимание того, кто такие вайшьи и кто такие шудры. Напомним читателям, что в древней литературе вайшьи понимались как основная масса народа. Их обязанности заключались в «хозяйственной деятельности» (вартта), которая расшифровывалась как земледелие, скотоводство и торговля. К варне вайшьев принадлежала основная часть «домохозяев». Обязанностями шудр считались ремесло и «услужение трем высшим варнам». Соответственно низшие слои населения рассматривались как шудры. Где-то в начале христианской эры произошло переосмысление этого разделения обязанностей. Вайшьями стали считаться только торговцы и ростовщики, а скотоводы, земледельцы, как и ремесленники, стали осознаваться как шудры.
Если считать средневековых шудр прямыми потомками древних шудр, то это изменение можно понять как повышение их социального статуса. Они теперь уже не слуги, а самостоятельные хозяева. Шудры перестают быть отверженными: им теперь разрешается принимать участие в богослужении. Индийские ученые, отмечающие этот процесс, именно так его и трактуют. Однако понимать его можно и противоположным образом: как опускание социального статуса крестьянства. К тем, кто вел свое земледельческое или скотоводческое хозяйство, стали относиться не как к вайшьям, а как к шудрам. Этому изменению я придаю очень большое значение: оно свидетельствует о превращении хозяйственно самостоятельного сельского населения в зависимое, причем в массовом масштабе, иначе оно не отразилось бы в варновых представлениях. Кроме того, касты, относимые к шудрам, начинают подразделяться на «чистые» (земледельческие и часть ремесленных) и «нечистые» (другие ремесленные и служебные).
Появляется значительная группа каст, считавшихся еще ниже, чем шудры. Такие презираемые группы населения (чандалы, млеч-чха, т. е. «варвары» ) имелись и в древности, но в Средние века их количество, видимо, увеличилось, что связано с втягиванием в индусское кастовое общество многочисленных племен, окружавших более развитые анклавы древности. Роль таких наиболее презираемых каст, «неприкасаемых», как их принято называть, в жизни общества увеличилось настолько, что их стали иногда именовать «пятой верной». Теперь уже в роли отверженных выступают «неприкасаемые»: им не разрешается посещать храмы и, как ранее шудрам, изучать священные книги.
6. Расширяется освоенная индийской цивилизацией территория. Земледелие охватывает, помимо долин рек, менее увлажненные и засушливые территории. Земледельцы продвигаются на земли, заселенные прежде неарийскими племенами, вытесняя их в гористые районы или подчиняя себе, превращая в «неприкасаемые» касты. Вслед за земледельцами идут ремесленные касты, а также брахманы. Некоторые индийские ученые именно брахманам придают ведущую роль в этой культурной экспансии. Действительно, из ряда надписей мы узнаем, что группам брахманов предоставляются пустующие земли, которые они, очевидно, заселяют представителями производительных каст. Однако можно считать распространение брахманского землевладения лишь видимым показателем распространения агрикультуры, которым они лишь пользуются. Расширение цивилизационного ареала приводило и к изменениям в религиозных обычаях и обрядах: культы местных племен втягивались в яндуизм, становились его частью. Племенные божества переосмысливались как манифестации Вишну или Шивы и других «общих» для индусов богов.
7. Происходит натурализация экономики и упадок городов. Этот факт, бросающийся в глаза при самом поверхностном знакомстве с щеточниками, долгое время не был общепризнан, поскольку не соответствовал общему представлению о постоянном процветании жндусской Индии до нашествия мусульман в XII в. В отечественной литературе Е. М. Медведев, выдвигавший концепцию о господстве феодальных отношений на всем протяжении древности и Средневековья, также пытался опровергнуть мнение об упадке городов в переходный от древности к средневековью период. В настоящее время дискуссию по этому вопросу можно считать закрытой. На основании археологических данных по более чем сотне городов индийский ученый Р. Ш. Шарма пришел к выводу, что пик развития городов как центров ремесла и торговли приходится на II в. до хр. э. — III в. хр. э. На этот же период падают наиболее обширные находки разнообразных монет. Упадок начался прежде всего в западных областях (нынешние Панджаб в Пакистане и в Индии, Хариана, западная часть Уттар-Прадеша). Волна упадка распространялась на восток и юг, замедлившись немного с образованием державы Гупта и возобновлением трансазиатской торговли с Византией. Но серьезного нового импульса город в этот период не получил. Вторая фаза упадка начинается после VI в. Она охватывает прежде всего города среднего течения Ганга. Торговля в значительной мере замирает. Металлические деньги почти выходят из употребления — от династий VII в. мы не имеем эмиссии; находки монет других стран и периодов в слоях, относящихся к этому времени, крайне редки. Возрождение городской жизни началось в части страны в XI в., и только к XIV в. вторая урбанизация стала несомненным фактом.