Переход от древности к Средневековью индийский вариантИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Переход от древности к Средневековью индийский вариантСтраница 1
Как уже говорилось, проблема деления истории Индии на древний и средневековый периоды на интуитивном уровне, можно сказать, решена. Исчезновение блестящей империи Гупта, оставившей величественные воспоминания, ее крушение, произошедшее в результате вторжения варваров, действительно изменило всю политическую и культурную обстановку в Северной Индии.
Но на вопрос, чем именно новый период отличается от древности, ученые разных школ отвечают по-разному.
Согласно марксистской методологии, в рамках которой долгое время работали отечественные историки, главным и, по сути, единственным показателем перехода от одного крупного период истории к другому могло служить лишь кардинальное изменение способа производства. Поэтому исследователи, твердо стоявшие на позициях теории формаций, склонны были считать древнеиндийские государства рабовладельческими, а средневековые — феодальными. Однако при данном уровне наших знаний показать это на фактическом материале не получается. Во-первых, довольно сложно доказать, что «рабовладельческий уклад» в древности был «ведущим» и «формационно-образующим» (этот вопрос мы не будем подробно разбирать, поскольку он выходит за пределы задач данной книги). Во-вторых, сведения о способах и формах ведения хозяйства в I тыс. хр. э. крайне скудны, так что переход к феодальному способу производства можно было только декларировать. Сейчас уже не является строго обязательным объяснять все экономическими процессами, поэтому мы попробуем перечислить новые явления, появившиеся в первые века христианской эры в Северной Индии, а затем попытаемся оценить, насколько все они в совокупности подтверждают, что общество вступило в новый этап своего развития. (История Южной Индии не имеет четко выраженного «древнего периода», и проблема перехода к Средневековью для нее не стоит.)
Переход от древности к Средневековью во всех странах занял довольно продолжительное время: в Западной Европе, например, несколько столетий. Подобный переходный период наблюдался и в Индии. Соглашаясь с тем, что У-У1 вв. могут служить рубежом и в истории Индии, мы должны рассматривать процесс становления новой конфигурации общества на материале ряда веков, в данном случае на протяжении I—VIII вв. Какие процессы можно считать наиболее важными для этого времени? Рассматриваемые ниже показатели расположены не по их важности, а по степени бесспорности. Сначала указываются изменения, которые несомненны, а затем те, которые признаются не всеми специалистами.
1. Индийская цивилизация становится письменной. Хотя первые индийские письменности появились еще при Ашоке, в III в. до хр. э., все основные священные книги продолжали существовать в устной форме. Именно в первые века христианской эры они были впервые записаны. Основные памятники буддийского канона записываются на одном из пракритов, который назывался пали. На ведическом санскрите были записаны веды, комментарии к ним и упанишады. На классическом санскрите были зафиксированы дхар-машастры, «Артхашастра», эпические поэмы «Махабхарата», «Рамаяна» и многие другие произведения.
2. Окончательно оформляются все шесть индийских ортодоксальных философских систем — нъяя, вайшешика, миманса, веданта, санкхъя и йога. Подробнее мы познакомимся с ними ниже, в параграфе, посвященном культуре раннесредневекового периода. Здесь нам достаточно отметить, что таким образом произошло окончательное оформление классической индийской культуры.
3. К первым векам христианской эры возникает индуизм в том виде, как мы его знаем до сего дня. Комплекс представлений о мире и богах и необозримый конгломерат различных культов, получивший обобщающее название уже в европейской науке Нового времени, оказался для Индии более предпочтительным, чем одна из мировых религий — буддизм, возникшая в Индии. Несмотря на то что буддизму покровительствовали Ашока, Кушаны и даже в Средние века Харшавардхана (VII в.) и правители Бенгалии Палы (до XII в.), он в конце концов исчез, побежденный культами богов, простых и понятных людям. Есть точка зрения, что индуизм — прямое продолжение во времени религии древних ариев — ведизма. Конечно, Веды остаются наиболее священными книгами индусов (хотя и не всех!). Ведические боги хорошо известны и считаются именно богами. Но им никто не поклоняется. Сам характер религии изменился, хотя это последнее утверждение можно считать спорным, его нельзя строго доказать. Индуизм играл и играет в истории Индии столь важную роль, что ему мы посвятим отдельный параграф.
4. Система каст (джати) становится основой социальной структуры индийского общества. Представление о том, что общество состоит из четырех варн, унаследованное от древности, осталось достаточно актуальным. Оно, в частности, позволяло самим индийцам вносить некоторый порядок в тот конгломерат каст, который возник к концу периода древности. Но четырехчленное деление уже многого не могло охватить. Кастовая система и индуизм идеально соответствуют друг другу. Что было ведущим в симбиозе индуизм — кастовая система, предоставим решить сторонникам приоритета духовных либо социальных факторов. Важно само создание такого симбиоза. Представляется, что именно созревание кастовой системы примерно в том виде, как мы ее знаем сейчас, с ее несколькими тысячами мелких социальных групп, находящихся в сложных (запутанных, никому не понятных), но обязательно иерархических отношениях, произошедшее к началу христианской эры, объясняет и поражение буддизма, и создание экзотической религии индуизма, и многое другое в социальной, экономической и культурной истории Индии. Всю историю Индии в Средние века и в Новое время следует рассматривать через призму кастовой системы. На ней мы тоже остановимся подробнее ниже.