Обряд похоронКультура и общество / Этнографическая Индия / Обряд похоронСтраница 4
Но рядом с этими причитаниями по вдохновению нужно сказать о похоронных песнях художественного творчества, которые поются в Южной Индии всеми кастами, включая и брахманов. Маленькие девочки заучивают наизусть вместе с праздничными и другими песнями и эти похоронные песни, а взрослые женщины поют их не только непосредственно после смерти родственника, но и одни раз в две недели или чаще. Каждая женщина должна знать хотя бы одну песню относительно ее дедов, родителей, братьев и сестер, супруга, детей и свекра или свекрови.
Имеется целый цикл песен: «песня вдовы в честь умершего супруга», «песнь матери над умершим ребенком», «горе дочери над умершей матерью» и т. д. Песни полны трогательной меланхоличной прелести; особенно сильна песня вдовы, проникнутая грустным драматизмом,— вдовы, которая с мужем теряет действительно все, переставая существовать как член общества. На эти песни обратил свое внимание еще В. Колбрук, сближая их с песнями и трауром по Саулу и считая их достойными изучения. Авторство песен приписывается знаменитому тамильскому поэту Пулавару. Песни не могут быть приведены здесь, так как представляют собою слишком большой материал, но они заслуживают внимания изучающих Индию, так как кроме высокой художественности, им свойственной, они все пропитаны богатейшим бытовым материалом.
Возвращаясь вновь к париям, чтобы посмотреть, как у них совершается обряд похорон, мы будем приведены в некоторое смущение: этот акт в жизни презираемых народных масс проходит, по-видимому, столь незаметно, что не оставляет по себе следов ни у самих париев, ни у случайных наблюдателей. А так как этнографы Индии довольно внимательно подсчитали как способы похорон, так и сопровождающие их обряды и, конечно, не упустили бы из виду что-либо бросающееся в глаза среди париев, то приходится думать, что у последних нет ни особых способов хоронить, ни каких-либо при этом обычаев; говоря иначе: вероятно, труп просто бросается на съедение животным или в реку, или в лес. На это мы находим намек в одной из басен париев. Описав похороны вайшьи с их пышным погребальным шествием, слезами и криками, басня делает такое интересное заключение: «Если есть что-либо более лживое, чем молитвы брахманов, милосердие царей, честность богачей и верность женщины, то это слезы наследников. Когда труп пария бросают в джунгли, сын не плачет, ибо знает, что ему никто не заплатит за его слезы».