Обряд похорон
Культура и общество / Этнографическая Индия / Обряд похорон
Страница 2

Как только труп прибывает к тому месту, где возведен костер, руководитель похоронами опрыскивает его водой и бросает в него четверть анны как символ покупки места для сожжения. Четыре отверстия в трупе смазываются (очищенное коровье масло), и рис бросается на труп и вкладывается в рот. В этот момент сын берет пылающую головню (факел), зажженную от священного огня, зажигает костер и в это время смотрит на солнце. После этого сын, а с ним «и все родственники умершего садятся, скорчившись, на землю, лицом на восток, берут немного травы дхарба и, разрывая ее ногтями на мелкие кусочки, бросают их в воздух, все время повторяя ведические стихи, которые поются при этом очень громко и протяжно, особенно на похоронах уважаемого старика. Руководящий похоронами выливает на камень немного воды, а затем обрызгивает ею самого себя.

По возвращении домой совершаются два обряда: нагна («голая») шраддха и патана стхапанам («утверждение камня»). Дух, лишенный тела, считается после сожжения тела голым. Чтобы одеть его, делаются приношения водой с шариками из вареного риса, а брахман одаривается одеждой, лампой и деньгами. Воздвигаются два камня: один — в доме, другой — на берегу пруда; камни символизируют дух умершего. В течение десяти дней совершаются перед камнями возлияния водой, смешанной с семенами джинджели и с шариками из вареного риса. Последний оставляется для питания ворон. Число возлияний водой должно быть равно, начинаясь тремя в день и возрастая с каждым днем на одно.

Вдова брахмана снимает свое тали (брачное ожерелье) на десятый день по смерти мужа, при этом она должна обрить себе голову и носить затем белое платье. В течение целого года после смерти человека каждый месяц совершается шраддха; в подробностях она похожа на годовую, которая должна совершаться регулярно и беспрерывно, если только не будет совершено паломничество в Гаю — в последнем случае ежегодные поминки делаются необязательными. Для выполнения этих годовых поминок ближайший родственник умершего (старший сын или другой) зовет трех брахманов, которые представляют собой соответственно Вишну, божество и умерших предков. Иногда участвуют в службе только два брахмана, и Вишну будет тогда представлен камнем шалаграма. В крайнем случае может служить и один брахман, но тогда два других брахмана будут представлены травой дхарба. Зажигается священный огонь и гхи, небольшое количество сырого и вареного риса и овощи приносятся огню. Затем брахманы моют себе ноги и садятся за трапезу. Но, прежде чем они вступят в помещение, где им приготовлен обед, здесь разбрызгивается вода, разбрасывается джин-джели и рис, чтобы прогнать злых духов. Когда обед кончен, шарик из риса, называемый «ваяса пинда» («пища ворон»), приносится духам предков трех поколений и бросается воронам. Если последние не станут есть риса, то это счистается плохим признаком. Хорошо накормленные брахманы получают сверх того бетель и деньги как плату за их услуги.

Около обрисованного типа похорон, как типа, к которому стремятся богатые, с одной стороны, и наиболее религиозные — с другой, вращается бесконечное множество вариантов и особенностей погребального обычая, которые было бы трудно пересчитать. Это — все обрывки из старых обычаев сложнейшего народного калейдоскопа, втиснутого долгим историческим процессом в пределы Индии. Сожжение трупа представляет собой наиболее частый тип погребений, но в Индии во многих местах уцелело и погребение трупа в землю. При этом, так как первый способ с процессом обезлесения Индии вообще, а особенно Декана, становился все более и более дорогим, то в последнее столетие способ погребения в землю получил большое распространение, но считается уделом или бедняков, или ннзкокастовых, или, наконец, менее привилегированных членов семьи, т. е. женщин и детей. Что касается других подробностей, религиозных 'или процессуальных, например частностей способа погребения, плача и причитаний, плясок, роли и количества участников, сроков поминок и пр., то эта пестрая картина, разбросанная по индивидуальным мелочам, могла бы найти себе соответствующее место разве только в специальных трудах. Но нам хочется упомянуть о двух подробностях похорон.

Страницы: 1 2 3 4