Обряд похорон
Культура и общество / Этнографическая Индия / Обряд похорон
Страница 1

Говоря о положении женщины в Индии, мы попутно коснулись обрядов при рождении и браке. Чтобы этот набросок был более полон, остановимся на обряде похорон. Нужно заметить, насколько можно говорить о подобных вещах с уверенностью, что многие обычаи в Индии, когда-то исполняемые с удивительной пунктуальностью, теперь постепенно приходят в забвение или теряют старую отчетливость и подробности. Например, ежедневные церемонные омовения, которые для брахмана с точки зрения религиозных традиций являются актом высочайшей важности, ныне большинством забываются, а молитвы (мантры), которые должны быть при этом сказаны или пропеты, многими уже прочно забыты. Но не только брахман — правоверный или сектант, но даже рядовой индус не осмелится пренебрегать похоронными церемониями и ежегодной шраддхой (поминками). Нищий брахман, просящий подаяние, неизменно повторяет, что ему не на что совершить шраддху по отцу или матери или упанаяну (церемонию одевания брахманского шнура) для своих детей, и этот мотив всегда окажет влияние на проходящих. Монье-Вильяме так толкует существо поминальных обычаев: «Постоянное периодическое выполнение похоронных обрядов считается самой положительной и неотложной обязанностью. Это простое выполнение торжественной обязанности перед одним из предков, долга, состоящего не только в признательном их почитании, но и в совершении актов, необходимых для их поддержки, счастья и дальнейших преуспевании в потустороннем мире. Умершие родственники по крайней мере трех ближайших поколений для живущего на земле являются наиболее дорогими божествами, и они должны быть почтены ежедневными приношениями и молитвой, иначе Немезида в том или ином виде, несомненно, проявит свою волю над живущей семьей».

Поминальные обычаи в Индии необыкновенно пестры и разнообразны. Мы остановимся на обычаях, сопровождающих смерть брахмана, так как они являются более (или менее типичными для Индии и представляют собой тот образчик, к которому стремится правоверный индус при первой возможности. К тому же они остаются почти неизменяемы на всей территории Индии.

В тот момент, когда брахман близок к смерти, его снимают с кровати и кладут на пол. Но если возникает опасение, что данный день является даништапанчами (неблагополучным), умирающего человека выносят из дома и кладут или на дворе, или в пиале (приподнятая веранда). При этом произносятся некоторые молитвы. Задача последних облегчить выход «жизни» через разные части тела. Душа, по существующему верованию, должна уйти через одно из девяти отверстий в теле, сообразно с особенностями и достоинством умирающего. Душа хорошего человека покидает тело через брахмарандхру (вершина черепа), Душа дурного — через анальное отверстие.

Тотчас же после смерти тело омывается, на лоб накладываются религиозные метки, и подсушенный падди (рис в шелухе) и бетель разбрасывается сыном по трупу и около. Так как предполагается, что брахман постоянно имеет огонь с собою, то возжигается священный огонь. В этой стадии совершаются некоторые очистительные церемонии, если смерть случилась в неблагополучные день или час, или в полночь. Затем немного рису варится в новом глиняном горшке, и новая одежда набрасывается на труп, при его поднятии прочитываются положенные мантры. Выбираются четыре носильщика, которые понесут тело к месту сожжения. Пространство между домом умершего и местом сожжения делится на четыре части: при конце каждой делается остановка, причем сыновья и племянники ходят вокруг трупа и читают мантры. В тот же момент они распускают свои куду ми (узел волос на маковке), часть волос оставляют распущенной, часть собирают в небольшой пучок и бьют себя по бедрам. Немного вареного риса предлагается тропинке как патхибали («приношение дороге»), чтобы умилостивить злых духов.

Страницы: 1 2 3 4