Историографическое значение труда А. Е. Снесарева (Л. Б. Алаев)Культура и общество / Этнографическая Индия / Историографическое значение труда А. Е. Снесарева (Л. Б. Алаев)Страница 2
Прежде всего, не представляют ли данные, на которых базируется книга, только лишь исторический интерес? Порвала ли современная Индия со средневековьем? Нет, прошлое все еще держит в своих объятиях душу, а иногда и тело индийца. Почти все, о чем рассказывается в книге, можно наблюдать в Индии сейчас, хотя и не так ярко и не так часто, как 50 лет назад. Кастовая система все еще сильна, кастовые конфликты, борьба за статус все еще волнуют широчайшие слои народа, и в оправу кастовых конфликтов заключена нередко даже классовая борьба, особенно в сельской местности. В газеты время от времени попадают сведения о сати, т. е. о том, что вдова добровольно дала сжечь себя на погребальном костре мужа, или о том, что девочка была выдана замуж в младенческом возрасте, или о том, что мальчика принесли в жертву богам, чтобы вызвать дождь. Религия продолжает играть огромную роль и в быту и в политических воззрениях простых людей. До сих пор в Индии немыслима антирелигиозная пропаганда и продолжаются кровавые конфликты между индусами и мусульманами, между высокими и низкими кастами.
Конечно, мы не можем поручиться, что буквально все обычаи, возмущающие современно мыслящего человека и описанные в книге, сохранились в неприкосновенности. Мы рекомендуем читателям не забывать, что в книге речь идет о прошлом. Однако мы уверены, что знакомство с этим прошлым, рассказ о нем эрудированного и доброжелательного, критичного и объективного человека, каким был А. Е. Снесарев, поможет читателю глубже понять проблемы, с которыми сталкивается Индия и сейчас.
Вторая часть того же вопроса: нет ли иных книг, более свежих, трактующих те же вопросы на новом, более современном уровне? Отдельные проблемы с тех пор освещались, но обобщающей работы такого же характера на русском языке нет. Сравнительно более полно разработана в советской литературе проблема индийских религий. Есть монографии и сборники статей, посвященные древнеиндийским религиям, джайнизму, буддизму, индуизму. Раздел по индийским религиям в учебном пособии Л. С. Васильева (Культурно-религиозные традиции стран Востока. М., 1976) во многом перекликается с очерком, предложенным А. Е. Снесаревым. Но пособие Л. С. Васильева издано малым тиражом и широкому читателю недоступно, а кроме того, тема индийских религий неисчерпаема, и здесь нашему автору есть что сказать и в компании современных, гораздо более эрудированных в своей области, специалистов.
Что касается каст и сельской общины, то связанные с ними проблемы получили значительную разработку, правда в основном за границей. Пожалуй, самое интересное из вскрытого в последние десятилетия — механизм социальной мобильности, действующий внутри кастовой системы, так называемые санск-ритизация и вестернизация. А. Е. Снесарев, конечно, не знал этих терминов и соответствующих процессов, но приводимый им материал по критериям статуса в кастовой системе послужит фундаментом для того, кто возьмется за глубокое изучение этих процессов. Система джаджмани — взаимоотношения между рядом каст по обмену своей продукцией или услугами — также стала известной в подробностях позднее.
Безусловно, сейчас значительно шире сведения о числе каст, строении каждой из них, о характере их иерархии и т. п. Яснее стало п то, как каста может приспосабливаться к современному экономическому и социальному развитию. Вместе с тем основная проблематика раздела по кастам в данной книге — определение касты как института и ее происхождение — остается спорной, и разбор точек зрения на эти вопросы все еще актуален. Эта часть работы особенно интересна потому, что автор, хотя и имеет свою весьма четкую позицию по вопросу о существе касты, дает подробно высказаться и своим предшественникам. Точки зрения Дж. Несфилда, Г. Риели, Э. Сенара изложены подробно, с многочисленными цитатами, что само по себе имеет историографическую ценность.