Дегустация ИндииКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Дегустация ИндииСтраница 66
– Правда. Отнимают у парламентариев документы, рвут их. Вырывают из рук мобильные телефоны, ручки, и все остальное . – отвечает Шумит. – У нас очень сильны консервативные партии, и когда проходит заседание про беспредел обезьян, они лоббируют их права. Недавно эту проблему чуть-чуть решили, но решили по-индийски. Вместо того чтобы сделать решетки от них, наняли ловцов обезьян и лемура-добровольца. Они усмиряют обезьян во время заседаний .
– То есть типичная картина заседания индийского парламента – это бегающие с бумагами обезьяны и бегающие за ними парламентарии?
– Ну, бывает и так . зато дерутся в нашем парламенте реже, чем в вашем! И курить там теперь запретили .
В индийском парламенте многие заседают в ярких сари, расшитых рубашках, чалмах, а то и босиком. Радикальные деятели даже увешивают себя гирляндами из цветов.
Хочу рассказать об одном парламентарии. Точнее, об одной – о Фулан Деви. Она родилась в низшей касте и была в одиннадцать лет выдана замуж. Не выдержав тяжелой работы и побоев, сбежала от мужа, после чего родня отказалась от нее, и девочку выгнали из деревни.
Оказавшись в лесу, Фулан попала в бандитскую группировку и, став старше, возглавила ее. Под ее руководством банда начала робингудствовать: отнимать у богатых – раздавать бедным. Соседняя банда убила возлюбленного Фулан, ее же изнасиловали и сделали сексуальной рабыней.
Она бежала, возглавила новую банду и в 1981 году, в День святого Валентина, напала на деревню и уничтожила всю банду обидчиков. Группировку Фулан искало несколько тысяч полицейских и несколько вертолетов, но местная беднота помогла им уйти от преследования. Фулан стала легендой, а через два года неожиданно сдалась властям, ей дали одиннадцать лет тюрьмы вместо виселицы, поскольку боялись народных волнений.
Выйдя на свободу, Фулан занялась политикой, ориентированной на самые незащищенные слои, и стала активной деятельницей Партии индийской бедноты. На основе ее биографии был снят художественный фильм «Королева бандитов». Он стал культовым, Фулан мгновенно выиграла выборы в парламент и начала успешно защищать права бедных.
В тридцать восемь лет Фулан в упор расстреляли около ее делийской резиденции. Десятки тысяч людей вышли на улицы, вспыхнули массовые беспорядки, манифестанты перекрывали автомобильные и железнодорожные магистрали, забрасывали камнями учреждения. Увы, убийц члена парламента Фулан Деви не нашли . Или не захотели искать.
Недалеко от парламента мемориальная арка «Ворота Индии», местный вариант Триумфальной арки. Сорокаметровый супервеличественный памятник в форме ворот в память об индийских солдатах, погибших во время Первой мировой войны. Вся его поверхность облицована плитками с именами солдат. На пустующем постаменте рядом прежде стояла статуя английского короля, с момента обретения Индией независимости короля сбросили, а кого поставить вместо него, не придумали до сих пор.
Пафос мемориала резко снизила толпа торговцев и попрошаек. Девочка лет шести начала передвигаться перед нами с помощью сальто, а толпа ее малолетних коллег, приплясывая и вопя, двинулась следом.
Нас уже предупредили, что если даешь хоть одному, то на тебя налетает стая, и мы сделали непроницаемые физиономии. Тем более что с другой стороны налетела толпа торговцев, обвешанная всякой фигней. Надувная фигня парила над ними нимбом, висячая привязывалась к поясу, а в руках было что-то местное сувенирное, квакающее, крякающее и беспардонно засовываемое прямо в наши физиономии.
Надо еще добавить, что индийский торговец орет название своего товара, пока ты не сел в машину, так истошно и так постоянно, что в тебе борются два чувства: прибить его на месте или купить. Короче, «Ворота Индии» вспоминаются как кувыркающаяся в клубах пыли маленькая девочка под аккомпанемент торговцев, готовых броситься на тебя с услугами при первой твоей слабине.
После знакомства с мемориалом, опираясь на утверждение Шумита о продвинутости индийской финансовой системы, я попробовала снять с карточки деньги. Однако на слово «банкомат» все пожимали плечами и слали нас в самый крутой делийский отель, объясняя, что там есть все. Как было написано на стене в арбатской коммуналке в моей индофильской молодости: «Чего нет в „Махабхарате“, того нет нигде!»