Дегустация ИндииКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Дегустация ИндииСтраница 171
Напротив англичанка лет пятидесяти в короткой юбке воркует с ослепительным индийцем лет тридцати, мягко касаясь его то локтем, то коленом.
Ноутбук на коленях, в который они все время заглядывают, помогает ей клеить смущающегося парня. Местные мужчины смотрят на парня с завистью, местные женщины смотрят на англичанку с ненавистью.
Лично мне как раз нравится геополитическая идея заслать самолет молодых индийцев куда-нибудь в Ивановскую область. Индийцы для наших – лучшие мужья: женщины у них в страшном дефиците, сперма льется из ушей, а мифологемы жизненного сценария примерно такие же, как у ивановских женщин. И дети получатся красивые.
Одна проблема: им у нас будет холодно.
– Однажды я чуть не умер. Я пошел на работу без шапки, а потом сказали, что было минус двадцать, – говорит Шумит.
– А почему ты не посмотрел на термометр? – удивляюсь я.
– Увидел, что солнце сияет, и подумал, что при таком солнце не может быть холодно. Первый год в СССР я все время падал на льду. Я не умел ходить по скользкому. А в Университете Патриса Лумумбы нам всем полагалось сдать зачет по физкультуре. И там были лыжи. Но никто из нас не понимал, как на них ездить . я и сейчас этого не понимаю!
– А я никогда не видела серьезного индийского кино, – жалуюсь я.
– И ты не знаешь Сатьяджита Рея, получившего перед смертью «Оскар» за выдающийся вклад в кинематографию? Он был фантастически популярен среди французов . тот самый, что снимал фильм, продавая золото жены. Его имя я слышал здесь из уст Сокурова. Но он не единственный . У нас огромное количество хороших режиссеров.
Советский кинематограф оказал немалое влияние на жизнь Шумита. Если бы его двоюродный брат, старший сын Калпаны Датта и генерального секретаря Компартии Индии, не окончил ВГИК, не пристрастился к алкоголю и не раздраконил на богемный образ жизни чемодан с семейными бриллиантами и изумрудами, законным наследником которых являлся Шумит, у Шумита была бы другая жизнь .
Он учился бы физике не в Университете Патриса Лумумбы, а в каком-нибудь Оксфорде. Никогда бы не узнал, что такое мороз. Никогда бы не женился на русской и не стал отцом двух русских девочек. Никогда бы не развелся и не познакомился со мной. Именно это и называется карма .
Есть масса трактовок, но мои учителя утверждали, что карма – это диалектический путь, который делает нас с каждым шагом и который мы изменяем с каждым шагом. Не карма награждает и наказывает нас, а мы сами просим ее об этом, следуя своему пути или отходя от него.
Закон кармы не определяет, а только шлифует и прилаживает наши амбиции к нашим деяниям.
Когда-то тема окостеневшей кармы держала в Индии кастовую систему и карма трактовалась как приговор. Сегодняшний системный кризис индуистских ценностей упирается еще и в то, что кастовая система не позволяет стать индуистом человеку, не родившемуся от родителей-индуистов.
Это вынуждает брахманов бороться против контрацепции и абортов. Однако люди с высоким образованием и доходами делают аборты, пользуются контрацепцией и редко имеют больше двух детей.
По мере увеличения среднего класса в стране индуизм будет все больше и больше маргинализироваться и становиться религией неграмотных и бедных.
Население будет верно ритуалам, но понятие кармы постепенно приобретет контуры буддистского нравственного самоограничителя, работающего изнутри, а не диктуемого представителями религиозного бизнеса. И шутка русских буддистов «знал бы карму, жил бы в Сочи .» не будет казаться индуистам кощунственной.
Я долго жду самолета в этом ночном стеклянном Вавилоне. Я думаю, как важны либеральные ценности для полирелигиозной Индии. Война начинается там, где религиозные правила выходят из-за забора прихода.
Тогда приходит христианин и запрещает аборты и многоженство.
Потом приходит мусульманин и запрещает ходить без чадры и есть свинину.
Потом приходит сикх и запрещает стричься и ходить без кинжала.