Религия и культура Ведийской эпохиКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Религия и культура Ведийской эпохиСтраница 9
Можно сказать, что Упанишады в ряде мест значительно расходились с ведизмом именно потому, что находили его учение достаточно глубоким в религиозном смысле. Они по-иному трактовали многие традиционные положения и предлагали свои объяснения. Ведийский индиец чтил своих традиционных, наделенных вполне земными чертами богов за то, что они даровали ему удачу в ответ на жертвы. Упанишады учат другому. Личных божеств в сущности нет, как нет и личного, ограниченного в пространстве и времени человека. Человек уподоблялся всем остальным существам. Есть бесконечное круговращение бытия, каждый атом заключает в себе и всю его неуничтожимую целостность. Круговорот жизни вечен, и ему подвластно все живое во Вселенной. Человек, единственный из всех «атомов», способен познать суть этого процесса, а позже внутренне даже освободиться от всяких оков жизни. Но все равно, учат Упанишады, человек возвращается к земному существованию и снова вступает в круг рождений.
Идеал Упанишад — отрешенный мудрец, не вмешивающийся в мирские дела, равнодушный ко всем потрясениям и страстям мира. Познав свою собственную сопричастность всему, что совершается в мире, и как бы отождествив себя с миром, что может он желать еще? Он выше стихии и богов, он единственный, чье бытие также неизменно и неуничтожимо, как неизменен и неуничтожим сам мир или его постоянный (для Упанишад) символ — Брахман.
Эти и многие другие отраженные в текстах концепции и идеи позволяют говорить об Упанишадах как о чисто умозрительной, оторванной от реальной жизни системе. И вместе с тем в Упанишадах можно проследить не только идеалистические взгляды и представления, но и стихийно материалистические. Более того, здесь отчетливо зафиксировано как сложное сосуществование этих двух тенденций, так и их соперничество — явление, которое лишь намечалось в предшествующих по времени текстах Брахманов и Араньяк. В Упанишадах самыми почитаемыми выступают три мудреца: Шандилья, Яджнавалкья и Уддалака. Если первые два рисуются приверженцами основной концепции «тождества Атмана и Брахмана» (недаром к их доктринам настойчиво апеллировала «ортодоксальная» традиция), то Уддалаке приписываются реалистические взгляды, весьма близкие к стихийно-материалистическим. Он по-своему и весьма смело интерпретирует космогонические гимны Вед, исключая особую роль богов в процессе мироздания. Уддалака наделяет природу главной, творящей силой; по его мнению, все существующее в мире (и физические и психические процессы, в том числе и сознание) — продукт материальных элементов. Даже концепция Атмана получает в его трактовке иное объяснение: Атман — это тоже материальная первооснова человека.
Понятно, что такого рода идеи появились в результате развития естественно-научных знаний древних индийцев, важных перемен в социальной жизни В целом концепции Упанишад оказали огромное влияние на все последующее культурное развитие Индии. Разработанное в Упанишадах учение о карме составило одно из основных положений индийских религий. Оно имело и определенное социальное звучание, поскольку давало свое истолкование острой проблемы о причине человеческих страданий и невзгод. Пе боги, а человек был объявлен судьей своих деяний, человеческие страдания не признавались вечными. Некоторые из этих положений Упанишад были использованы затем в буддизме и джайнизме (об этом см. ниже). К «материалистической струе» в общем учении Упанишад обращалась позднее материалистическая ш