Религия и культура Ведийской эпохиКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Религия и культура Ведийской эпохиСтраница 8
Упанишады отражают по существу первую попытку осмыслить мир в рамках единого учения. Через эти тексты проходит одна четко выраженная идея; создатели Упанишад излагают ее каждый раз по-новому, но суть остается неизменной. Самая краткая ее формулировка состоит всего лишь из шести слов: «Атман (т. е. внутреннее "я" каждой вещи) есть Брахман (т. е. "безличная космическая одушевленность всего мира"), Брахман есть Атман». Разъяснению этого изречения фактически посвящены многие из текстов. Ход рассуждения обычно таков: мир в своем существе пребывает в непрерывном изменении; оно не только выражается в трансформации внешних предметов, но в равной мере затрагивает и «духовную сторону».
Отталкиваясь от древнейших анимистических верований, Упанишады формулируют так называемую доктрину кармы, проходящую не только через «ортодоксальные» течения, но и через такие религиозно-философские системы, как джайнизм и буддизм. Все в мире определяется нравственным законом. Каждая вещь обладает душой, душа рождается и умирает, затем возникает вновь в той или иной форме в соответствии с этическим балансом прижизненных свершений. Человек, уронивший себя безнравственными поступками, рождается потом в виде животного, растения или камня, но праведным поведением он может даже и из окаменелости вернуть себе человеческий облик.
Кроме непосредственно воспринимаемых явлений в схему включается (впрочем, не без некоторой натяжки) весь порожденный ведизмом мир демонов и божеств; душа может возвыситься до божественного ранга, вкусить радости рая или погрузиться в ад, но никакое состояние (и здесь Упанишады решительно расходятся с ведийской традицией) не является постоянным: даже боги, которым приносят жертвы, есть лишь обозначения состояний, в которых находится отдельная душа. Карма выступает здесь в качестве инструмента, сводящего все многообразие воспринимаемых человеком явлений к определенному единому принципу.
В Упанишадах учение о карме увязывается с концепцией о вечном круговороте жизни — сансаре. Совокупность этих двух представлений вошла составной частью во многие религиозно-философские системы Индии, где учения о карме и сансаре получили дальнейшее развитие. Упанишады не ограничиваются описанием безграничной текучести и взаимосвязанности явлений. Скорее они рассматривают весь этот круг представлений как некое предисловие к наиболее существенной части их учения: Атман тождествен Брахману. Но это не просто констатация некоторого изначального единства всех разнообразных форм существования, это исходная точка хорошо разработанной системы поведения, характер и цели которой имеют явную религиозную окраску.