Религия и культура Ведийской эпохиКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Религия и культура Ведийской эпохиСтраница 4
Ведизм вбирал в себя некоторые представления местных неарийских племен в процессе расселения индоариев. Это нашло свое отражение, например, в магических ритуалах и заклинаниях «Атхарваведы».
В поздневедийской литературе можно уже найти и определенную тенденцию к выделению трех главных богов — Брахмы, Шивы и Вишну, развившуюся в дальнейшем в «единую триаду».
Индийцы ведийской эпохи поклонялись также различным духам, обожествляли растения, горы, реки. Почитание богов было неразрывно связано с культом жертвоприношения; обращенные к богам гимны составляли неотъемлемую часть культа, хотя многие из них и не носили ритуального и культового характера. Ритуальный аспект был особенно ярко выражен в отношении Агни и Сомы. Постепенно комплекс жертвоприношении усложнялся, что привело к выделению нескольких групп жрецов, совершавших различные культовые действия и ритуалы. Кроме специальных пышных церемоний индиец должен был в повседневной жизни совершать различные обряды, что составляло часть его дхармы — норм жизни и поведения. Ритуальные обряды совершались при рождении детей, при вступлении в брак, в случае смерти близких. Большую роль играл культ предков.
Особое значение жертвоприношениям придавалось в поздних ведийских текстах — Брахманах. Ведийский бог Праджапати становится богом жертвы. Главной заслугой человека, мерилом его добродетельности стало жертвоприношение, которое считалось основой жизни и благодаря которому якобы существуют боги и люди. С помощью жертвоприношений и заклинаний даровалось бессмертие не только богам, но и людям: боги продолжали их род, приносили потомство и счастье.
Эту идею стремились закрепить жрецы-брахманы: они будто бы сливались с богами во время ритуальных церемоний и были единственно способными правильно распределить жертву между богами.
Судя по данным «Ригведы», церемония жертвоприношения проходила следующим образом. На особое возвышение клали жертвенную солому, как бы устраивая место для богов. Затем разжигали жертвенный огонь и в него возливали сок растения сомы либо молоко, бросали зерна или приносили в жертву животных.
У ведийских племен первоначально храмов не было, но затем, очевидно, под влиянием религиозных верований местных племен, появились специальные сооружения для поклонении богам.
Среди исследователей нет единодушного мнения о том, существовали ли изображения богов в ведийскую эпоху. Некоторые свидетельства ведийских текстов позволяют думать, что тогда уже имелись антропоморфные изображения богов. Эта религиозная практика была, по всей вероятности, заимствована у местных доарийских племен.
Эпическая мифология Мифология, получившая отражение в эпических поэмах, в целом отлична от ведийской, хотя и обнаруживает определенное сходство с некоторыми представлениями этой более ранней эпохи. Как и в Ведах, в эпической мифологии ясно выражены политеизм и антропоморфность в изображении некоторых божеств, прослеживаются черты своеобразного пантеизма. Но отдельные части общей мифологической системы в эпосе получают иной акцент и иное содержание.
В мифологической системе эпоса выявляются две традиции — архаическая, которая тяготеет к представлениям ведийского и доведийского (индоиранского) периодов, и эпическая, отражающая уже новые тенденции, связанные с выдвижением на первый план трех божеств — Вишну, Шивы и Брахмы. Вторая традиция, собственно, и сближает эпическую мифологию с более поздним индуизмом.