Правление АурангзебаСтраница 4
Джахангир попытался подавить сикхов, которые явно создавали свое государство в пределах империи. Хар Говинд был арестован и посажен в крепость Гвалияр. Однако через 3 года его пришлось отпустить, потому что началось массовое паломничество сикхов к Гвалияру. Хар Говинд согласился, чтобы его рассматривали как одного из мансабдаров Моголов и получил чин «400». Кроме того, у него сохранялась собственная армия. Жил он при дворе Джахангира. Когда к власти пришел Шах Джахан, Хар Говинд выразил ему покорность и возвратился в Амритсар.
Некоторое время сикхи были предоставлены самим себе. Но в 1634 г. Хар Говинд и Шах Джахан столкнулись на охоте, в одном лесу. Стычка между загонщиками двух господ переросла в серьезное столкновение. Начались преследования сикхов и походы в их владения.
Девятый гуру Тегх Бахадур (1645-1675) не был воинственным человеком. Он занимался главным образом вопросами духовного развития сикхской общины. В 1665-1669 гг. он совершил длительное путешествие на восток с целью посетить все те места, где бывал
Гуру Нанак. Но по возвращении в Панджаб столкнулся с тяжелой ситуацией, создавшейся из-за жестокой антииндусской и антисикхской политики Аурангзеба. Вскоре он был захвачен, привезен в Дели и помещен в железную клетку. Ему обещали прощение, если он откажется от своей религии и примет ислам. Однако он отказался и был обезглавлен. Это окончательно превратило сикхов в вооруженную организацию.
Его сын Говинд Сингх (1675-1708) стал десятым и последним гуру сикхов. В 1699 г. он собрал съезд всех сикхов и объявил на нем о полной перестройке сикхской организации. Пост гуру был упразднен. Говинд Сингх остался военным руководителем, но заявил, что руководство религиозными делами переходит ко всей общине, которая была названа хальсой («общиной чистых»). Сикхи вступали в общину после обряда окропления водой, взболтанной кинжалом. Они получили пять отличительных признаков: должны были носить длинные волосы (не стричься и не бриться с детства), иметь при себе специальный гребень для волос, стальной браслет, носить кожаные штаны, удобные для верховой езды, постоянно носить меч, или кинжал (кирпан). Волосы убирались под тюрбан, завязываемый особым способом. Каждый сикх получал титул «Сингх» («Лев»), до этого считавшийся кастовым именем только раджпутов. Им предписывался образ жизни раджпутов, воинской касты. Таким образом, вся деятельность общины была подчинена задаче военного противостояния Моголам.
Однако это противостояние все еще не было абсолютным. В борьбе за престол, развернувшейся после смерти Аурангзеба, Говинд Сингх поддержал одного из претендентов, ставшего следующим падишахом под именем Бахадур-шаха, отправился с ним на Декан, где был убит неким афганцем, имевшим личные счеты с ним и сикхами.
Сикхи были формально обезглавлены, но среди них выдвинулся новый вождь по имени Банда, который организовал довольно успешную партизанскую войну. Несмотря на то что он был захвачен и казнен в 1716 г., борьба продолжалась. Моголам уже не суждено было установить в Панджабе свою власть.
Движение маратхов
Как уже говорилось, на территории Ахмаднагара и Биджапура формировались мелкие полунезависимые владения маратхских общинных вождей, имевших статус дешмукхов, или же приобретавших подобный статус путем захвата или покупки. Главной их опорой служила доминирующая в сельской местности Махараштры земледельческая и землевладельческая каста кунби, за которой нередко шли и остальные жители Деревень. Те кунби, которые стали профессиональными воинами и служили в армиях деканских султанатов, получили отдельное название маратха (не путать с названием народа маратхов), стали претендовать на статус кшатриев и усвоили образ жизни, аналогичный обычаям раджпутов в Северной Индии. Вожди искусно воспользовались противоречиями между султанатами, а также борьбой их обоих с Моголами, поддерживая то одну, то другую сторону, получая при этом земельные владения и все большие возможности для самостоятельной роли в политике.
Один из вождей по имени Шахджи из рода Бхонсле выдвинулся как наиболее энергичный и удачливый военачальник. Он служил в армии Ахмаднагара, стал в этом княжестве одним из видных сановников, после исчезновения этого княжества перешел на службу Биджапуру, получил от султана большой джагир в Карнатаке, где стал проявлять излишнюю самостоятельность. Его сын Шиваджи не подчинялся властям и вел жизнь разбойника, нападая на биджапурские города и гарнизоны. Он захватил несколько важных крепостей и дважды нанес поражения большим биджапурским армиям. Его слава росла. Чтобы пресечь бесчинства Шиваджи, султан посадил Шахджи в тюрьму, где тот провел 4 года. Интересно, что освобожден он был по настоянию могольского императора Шах Джахана, который, видимо, был заинтересован в ослаблении Биджапу-ра. Но результатом договоренности между султаном и семьей Бхонсле стало то, чего Шах Джахан не предвидел: Шиваджи стал нападать теперь только на могольские владения.