Правление АурангзебаСтраница 2
Итак, на востоке границы империи не удалось продвинуть дальше Бенгала. На западе продвижение также было затруднено, прежде всего из-за сопротивления афганских племен. В 1667—1671 гг. произошло крупное восстание племени юсуфзаев, которые перекрыли дороги между Дели и Кабулом, Кабулом и Кашмиром. Оно было подавлено, но в 1672 г. началось восстание афридиев и хаттаков.
Могольские войска терпели поражения. Аурангзеб лично прибыл в район восстания и сумел нанести племенам ряд чувствительных поражений, используя не столько вооруженный нажим, сколько взятки вождям восстания, натравливая их друг на друга. Эти кампании подорвали авторитет Могольского государства не только в горах Пуштунистана, но и среди князей Раджпутаны, а также в Махараштре, где развертывалась борьба маратхов.
На юге успехи завоеваний Аурангзеба были, казалось бы, наиболее впечатляющими. Как уже говорилось, ему удалось присоединить Биджапур и Голконду, что означало продвижение власти Моголов почти до самого юга полуострова. Он нанес поражения Ши-ваджи и одно время заставил его подчиниться и выехать ко двору, в Агру. Но вскоре все здание империи стало рушиться.
Серьезным фактором растущей нестабильности стала самоубийственная религиозная политика Аурангзеба. Прежде чем рассказать о восстаниях, которые происходили по разным причинам и фактически разрушили империю, надо обратить внимание на этот фактор.
Как уже говорилось, отход от акбаровской политики религиозной терпимости начался еще при Шах Джахане. Аурангзеб же остался в памяти индийцев как фанатичный мусульманин и гонитель индусов.
По его приказу был составлен свод законов шариата «Фатава-и-Аламгири». Была сделана попытка согласовать все многочисленные указания Корана, сунны, хадисов, комментариев к ним, часто противоречившие друг к другу. К работе привлекались выдающиеся богословы и правоведы. В этом своде нашли отражение также чисто индийские социально-экономические институты и юридические нормы. Хотя всех противоречий избежать не удалось, все же этот свод долгое время применялся впоследствии в мусульманских судах.
Аурангзеб поставил перед собой задачу, от которой давно отказались еще делийские султаны: превратить Индию в дар-уль-ислам. Для этого нужно было путем насилия или экономического принуждения заставить индусов переходить в ислам.
Указы, ущемляющие индусов, следовали один за другим. В1665 г. было объявлено, что мусульманские торговцы должны платить пошлины в размере 2,5% от стоимости товаров, а индусские — 5%, а в 1667 г. пошлины с мусульманских купцов были вообще отменены. В 1669 г. было приказано приступить к уничтожению брахманских школ и индусских храмов. В 1671 г. вышел указ, разрешающий занимать административные посты только мусульманам. Этот указ был совершенно нереалистичным. Брахманы и кайястхи издавна занимали подавляющую часть должностей, требующих знаний, а среди мусульман не было достаточного количества грамотных людей. Эта «кадровая реформа» провалилась, и через несколько лет было разрешено половину постов отдавать индусам. Сомнительно, чтобы и это ограничение могло на практике действовать. Однако эти указы сыграли свою роль в отчуждении верхних слоев индусского общества от власти. В 1695 г. индусам, кроме раджпутов, было запрещено передвигаться в' паланкинах, ездить на слонах и на чистокровных лошадях, а также носить оружие.
Все это привело к тому, что восстания джатов, бунделов, маратхов, раджпутов и сикхов стали более ожесточенными. Впрочем, многие раджпутские князья остались на службе Моголов, их контингенты составляли важную часть имперской армии.
В1669 г. начались столкновения между имперскими войсками и кланами касты джатов в окрестностях Матхуры, т. е. в районе, расположенном между столицами Моголов — Дели и Агрой. Первоначально это было движение чисто кастовое: джаты мигрировали из районов Панджаба и северной Раджпутаны на новые земли, вытесняя раджпутских деревенских землевладельцев. Но поскольку столкновения между джатами и раджпутами происходили в непосредственной близости столиц и это приводило к расстройству управления, Моголы стали движение джатов подавлять, и джаты вынуждены были воевать с имперскими войсками. Первое восстание было подавлено, но в 1686 г. оно началось вновь. У джатов появился способный руководитель Чурамана, сумевший организовать партизанскую войну. Восстание снова было подавлено, но в 1705 г. вспыхнуло вновь. В конечном счете джатам удалось занять большинство земель в западной части Джамна-Гангской равнины и образовать несколько княжеств с джатскими династиями.