Правление АурангзебаСтраница 3
В Бунделкханде в 1671 г. взбунтовался Чхатрасал, вождь раджпутского клана бунделов, который первоначально верно служил Моголам, участвовал в их походах против маратхов, однако, вдохновленный их героическим сопротивлением, решил основать собственное княжество. Это ему удалось. Он стал союзником маратхов. Княжество просуществовало до 1948 г.
В 1672 г. началось восстание первоначально мирной религиозной секты сатнами, распространенной в северной Раджпутане и прилегающих районах Панджаба. Оно было жестоко подавлено.
Мирные отношения между Моголами и княжествами Раджпутаны, установившиеся в правления Акбара и Джахангира, были нарушены. В 1679 г. Аурангзеб вознамерился присоединить княжество Марвар, воспользовавшись смертью князя, наследник которого был еще младенцем и находился в гареме в Дели. Однако раджпуты сумели выкрасть малолетнего князя и его мать из гарема и организовать партизанскую войну. После смерти Аурангзеба Марвар сохранил независимость.
Борьбу Марвара решил поддержать рана Мевара Радж Сингх. Войскам Аурангзеба удалось захватить все опорные пункты Мевара, в том числе Удайпур и Читор, но рана скрылся в горах Аравалли и оттуда продолжал нападать на имперские войска. В 1681 г. было достигнуто соглашение, по которому Мевар признавал зависимость от Моголов, но фактически сохранял независимость.
Наиболее опасными для будущего империи оказались движения сикхов в Панджабе и маратхов под руководством Шиваджи в Махараштре.
Движение сикхов
Последователи гуру Нанака, как уже говорилось, образовали религиозную общину. Первоначально это тоже была мирная секта, привлекшая мелкий городской люд. Затем большинство в общине стали составлять сельские жители, прежде всего из землевладельческой касты джатов.
Секта была организована по образцу суфийских орденов. Во главе стоял гуру («учитель»), члены секты были его «учениками» (сикхами).
Сикхи учили, что Бог един, не имеет формы и имени, что в мире борются светлые и темные силы, преодолеть темные силы можно путем самоусовершенствования, благочестивой, умеренной жизни. Сикхи решительно отвергали аскетизм как путь к спасению. Им запрещалось употребление алкогольных напитков и табака. Спасение, по учению сикхов, доступно всем, вне зависимости от касты. Более того, они боролись с кастовыми предрассудками, принимали в свою среду всех желающих и устраивали совместные обеды, чтобы подчеркнуть, что не признают возможности ритуального осквернения одной касты другой.
Нанак назначил себе преемника — гуру Ангада. Считалось, что душа гуру переходит к преемнику, все гуру — это как бы один человек. Гуру Ангад разработал новый шрифт гурмукхи, который приобрел значение священного и на котором стали записываться стихи и высказывания Нанака и других гуру. Четвертый гуру Рам Дас (1574—1581) заложил город Амритсар, который с тех пор стал духовной столицей сикхов. Рам Дас передал пост гуру своему сыну Арджуну (1581—1606). Последовательность гуру стала приобретать черты династии. Территория, контролируемая сикхами, обретала подобие государственности: Арджун назначил в районы своих наместников (масандов), в обязанности которых входил сбор взносов и пожертвований в общую казну. При Арджуне из гимнов и стихов гуру была составлена «Ади-Грантх» («Первоначальная книга»), или «Грант-Сахиб» («Господин Книга»), ставшая священной, объектом поклонения.
Преследования секты со стороны властей начались еще при династии Лоди и продолжались при Бабуре, но они были не более суровы, чем угнетение индусов вообще, и первоначально не вызывали открытого протеста. При Акбаре преследования секты прекратились, она значительно увеличила свою численность, что и позволило Арджуну почувствовать себя как бы владетельным князем.
Однако Арджун имел неосторожность поддержать Хусроу, сына Джахангира, когда тот бежал из Дели, чтобы организовать сопротивление отцу, занявшему трон после смерти Акбара. Арджун был схвачен и казнен. С этого момента начинается организованное сопротивление сикхов Могольским властям.
Сын Арджуна Хар Говинд (1606-1645) стал гуру, когда ему было только 11 лет. Однако он справился с задачей организации сопротивления. На церемонии вступления в должность он опоясал себя двумя мечами как символами духовной и светской власти. Он достроил Амритсар в 1609 г., возвел там Акал Тахт — свою резиденцию как светского правителя, учредил правительство, ввел налоги, создал небольшую мобильную армию (300 всадников, в распоряжении которых было 700 лошадей, и отряд мушкетеров из 60 человек). При нем сикхам было разрешено охотиться и употреблять в пищу мясо.