Правление АкбараСтраница 4
В сентябре 1579 г. он объявил себя высшим авторитетом в вопросах ислама, а затем основал новую религию Дин-и-иллахи («Божественная вера»). Предполагают, что он хотел религиозно объединить индусов и мусульман, выработав систему верований, приемлемую для всех. Однако этому мнению противоречит тот факт, что никаких мер по привлечению индусского населения к новой религии не проводилось. В новую веру перешли множество придворных и один индус — придворный поэт Бирбал. Некоторые ученые считают, что Дин-и-иллахи стала результатом личных религиозных поисков Акбара и являлась просто еще одним суфийским орденом в пределах ислама.
Однако мусульманские законники встретили провозглашение новой веры резкими протестами. В 1580-1584 гг. вспыхнуло восстание в Бенгалии и Бихаре под лозунгами «защиты ислама». Казн Джаунпура издал фетву, обвиняя Акбара в вероотступничестве. Упоминавшееся выше восстание Мухаммеда Хакима в Кабуле также проходило под лозунгом борьбы с «неверным» падишахом. Восстания были подавлены, мятежные муллы понесли суровые наказания, но Акбару пришлось пойти на некоторые уступки. Он перестал собирать вокруг себя немусульманских богословов (кстати, Фатехпур-Сикри с его Ибадат-хане к этому времени был оставлен, поскольку оказалось, что в его окрестностях нет запасов воды, достаточных для жизни большого города), стал отпускать средства на строительство и ремонт мечетей.
Период правления Акбара — это время хозяйственного расцвета. Умеренные налоги способствовали подъему сельского хозяйства и ремесла. Росла внутренняя и внешняя торговля. Акбар понимал ее значение. Он снизил пошлины до 2,5 % и отменил все дополнительные поборы с торговцев и акцизы. Его система управления, постепенно размываясь, все же позволила Могольской державе оставаться могущественным государством еще целый век.