Правление АкбараСтраница 2
Вторым лицом в государстве был вакил, в подчинении которого находились четыре «министра»: диван, ведавший финансами и налогами, мир бахши, руководивший армиями, мир саман, ведавший мастерскими и складами, садр-ус-судур, ведавший вопросами религии и суда.
Центральному правительству подчинялись правительства 15 провинций (суба). Во главе провинции стояли субадар (он же сипахса-лар, он же назим), а также провинциальные диван, бахши и кази, или садр. Суба делились на саркары во главе с фоудждарами'ш. амал-гузарами. Как мы видим, на этих двух уровнях проводился принцип своеобразного «разделения властей» — военной, налоговой и религиозно-судебной.
Саркары подразделялись на паргана. Последние тоже рассматривались как регулярные административные единицы, введенные сверху, а их руководители (чаудхри — вождь и канунго — писец) — как служащие аппарата, получающие жалованье (в Декане подобные же должности назывались дешмукх, или десаи, и дешпанде). Однако на самом деле границы парган, как и прежде, совпадали с пределами широких территориальных общин, принадлежавших землевладельческим кланам или кастовым группам, а чаудхри и дешмукхи являлись традиционными вождями этих кланов, и их вознаграждение зависело от местных обычаев.
Военная реформа. Акбар ввел систему мансабдари, «табель о рангах». Были установлены 33 ранга, или чина (зат), называвшиеся по числу всадников, которых символически обязан был содержать каждый служащий империи. Таким образом, вся административная система выглядела как исключительно армейская. Ранги имели градацию от «десятитысячника» до «десяцкого». Чины в 10 ООО, 8000 и 7000 были закреплены за тремя сыновьями Акбара. Чины от 5000 до 200 получили при Акбаре 412 человек. Их называли эмирами. Некоторые из них имели более высокий титул амир-уль-умара. Обладателей чинов от 150 до 10 было первоначально 1388 человек. В соответствии с чином служащий (мансабдар) имел право на определенное жалование, которое могло выдаваться из казны, или же в виде пожалования права на сбор налога с соответствующей территории (джагир). Акбар старался не раздавать джагиров, сохранять большую часть земли в ведении налогового ведомства и переводить мансабдаров на денежное довольствие. Позже его потомки Джахан-гир и Шах Джахан выдавали джагиры более свободно. В 1646 г. эмиров было уже 655 и они сосредоточили в своих руках 61,5 % всех налоговых поступлений империи. А все 8210 мансабдаров — 85 % всех налогов.
Не все мансабдары были военачальниками. Среди них было много налоговых и прочих чиновников, для которых чин означал лишь место в иерархии. Например, жены падишаха также имели военный чин, чтобы можно было точно определить полагающееся им вознаграждение. Кроме того, и реальные военачальники нередко не могли или не желали содержать контингент, обозначенный их рангом. На 11-м году правления было введено различие между затом — символическим чином и саваром — количеством всадников, за которых мансабдар должен был реально отчитываться. Впоследствии, при Шах Джахане, было официально установлено, что савар должен составлять треть зата. Однако к тому времени вся система уже начала расшатываться, и нередко джагирдары содержали даже меньше воинов, чем полагалось по савару, присваивая лично себе «сэкономленные» суммы.
Армия Акбара в период ее наибольшего увеличения насчитывала 250 тыс. человек. Из них от 25 до 45 тыс. составляла его гвардия (ахади), которая оплачивалась очень высоко. Остальное были отряды джагирдаров, призывавшиеся под знамена падишаха во время походов.
Налоговая реформа. Налоги всегда играли в жизни восточных государств важнейшую роль. Финансирование двора и армии, оплата чиновников, возможность проводить завоевания и строить города — все это зависело от того, сколько государство могло собрать налогов. В свою очередь, административное устройство, армия и чиновничество нужны были для того, чтобы эти налоги собирать. Дальновидная политика заключалась в том, чтобы установить высокие ставки налогов, но при этом достаточно умеренные, чтобы не подрывать хозяйство и, следовательно, налоговую базу.
В период Делийского султаната эта проблема решалась методом проб, на глазок. Ставки повышались до тех пор, пока не начиналось разорение. Тогда их начинали снижать. А когда хозяйство восстанавливалось, налоги снова росли.
Впервые занялся упорядочением налоговой системы Шер-шах. Как говорилось выше, при нем был определен «справедливый» размер земельного налога в 1/3 урожая. Но стоимость этой трети, выраженная в деньгах, определялась все же в значительной степени произвольно. Опыт налоговой системы Суров был использован правительством Акбара, но оно подошло к этому вопросу гораздо основательнее, чем предыдущие правители Северной Индии, можно сказать, научно.
Впрочем, первоначально Акбар применил довольно примитивную систему откупов, напоминавшую одно из мероприятий Мухаммеда Туглака. В 1572 г. он разделил Империю на 182 налоговых округа, каждый из которых должен был приносить по крору (10 млн) дамов (монет). Откупщики (курурии) вносили в казну эту сумму и получали право собирать налоги с округа в течение трех лет. За это время они были обязаны поднять сельскохозяйственное производство. Эта система провалилась, подобно всем иным откупным системам, поскольку курурии бесконтрольно собирали все, что могли, не думая о восстановлении хозяйств.