Правление АкбараСтраница 3
Узнав о вымогательствах, Акбар приказал проверить отчетность куруриев и жестоко наказать наиболее злостных лихоимцев. «И многие хорошие люди, — сетует Бадауни, — умерли от суровых избиений и от пыток клещами и на дыбе».
Однако время было использовано для подготовки такой системы, которая давала бы большую отдачу, но оставляла возможности для экономического развития. В течение 10 лет собирались данные об урожайности различных культур во всех провинциях и районах, где это было возможно. Была определена средняя урожайность за эти годы. Одновременно фиксировались цены на базарах и определялась средняя цена единицы продукта. Затем треть среднего урожая была выражена в деньгах по средней цене и эта сумма накладывалась на каждый участок.
Земельные участки классифицировались по степени их вовлеченности в земледелие и по качеству почвы. Непрерывно обрабатываемые участки (поладж) несли наиболее высокий налог. Меньше брали с тех участков, которые до этого находились под паром год-два (параути) или три-четыре (чачар) года. Каждый из этих видов земли подразделялся на три категории — почвы хорошие, средние и плохие. Имелся еще четвертый вид земельных участков — не обрабатываемые в течение 5 и более лет (банджар), ставки с которых были наименьшими. Такая градация объяснялась тем, что в Индии заброшенная земля очень быстро зарастает не только травой, но и кустарником, и введение ее в оборот требует дополнительных усилий.
Эта система, называвшаяся забти, была разработана министром и близким другом Акбара индусом Тодар Малом. Она требовала ежегодного определения состояния участков и того, какая культура в данный год на них произрастает. Она была введена только в наиболее развитых областях — в бассейнах Инда (к северу от Мултана) и Ганга (до Бихара), а также в Раджпутане, Малве, Гуджарате. Впрочем, на практике налоговые чиновники применяли ее только в том случае, если райяты отказывались платить по ставкам, которые называл чиновник, и требовали переучета земель.
На окраинах империи сохранялись более примитивные системы. В нижнем Синде, афганских районах и в Кашмире налог оставался натуральным и выплачивался долей урожая. В Бенгалии ставки в деньгах определялись на глазок, при помощи так называемой «оценки» (насак).
Все же значительная упорядоченность системы сбора налогов была при Акбаре достигнута, что и позволило ему содержать большую армию, завоевывать новые земли, вести значительные строительные работы и в то же время не разорить страну. В дальнейшем, хотя налоги повышались, вводились новые и экономическое состояние страны ухудшалось, все же система Акбара сохранялась как основа налогообложения.
При нем были введены единые меры площади, длины, сыпучих тел, упорядочена денежная система. Ее основой стал мохур весом в 170 гранов (11 г) золота 980 пробы. Он чеканился до 185 7 г. и даже в конце XIX в. использовался как расчетная единица. Мохур равнялся 15 серебряным монетам такого же веса (рупиям), рупия состояла из 40 дамов.
Религиозная политика. Политика Акбара в отношении немусульман была примером веротерпимости. Он поставил своей целью преодолеть враждебность индусов и мусульман, создать атмосферу уважения к чуждым мусульманам религиозным воззрениям, превратить верхи индусской общины, брахманов и раджпутов в социальную опору власти. Безусловно, превалировали при этом политические задачи — укрепление государства. Но широта его личных религиозных исканий, его открытость новым идеям и неприятие догматического подхода сыграли также немалую роль.
Он официально провозгласил солх-и-кул, принцип веротерпимости. Раджпуты и брахманы стали непременной составной частью двора. Поощрялось изучение индуистских культов, было разрешено строительство индусских храмов, проведение индусских празднеств. В 1562-1564 гг. были отменены налог на индусских паломников и джизия — подушная подать с немусульман. Было запрещено обращать в рабство военнопленных — эта мера воспринималась как милость индусам, потому что именно их обращали в рабов после завоевательных походов. Был запрещен убой коров — тем самым государство демонстрировало, что оно уважает религиозные чувства индусов. С 1580 г. Акбар стал появляться на приемах с брахманским знаком на лбу.
При этом, по крайней мере до 1574 г., Акбар оставался правоверным мусульманином, правда, последователем суфиев и сторонником рационального подхода к религии. Наставником его был шейх Мубарак. Сыновья последнего Файзи и Абул Фазл поддерживали в Акбаре стремление к самостоятельному познанию Бога. Абул Фазл стал и его ближайшим сотрудником в государственных делах.
В 1570 г. Акбар начал строительство новой столицы недалеко от Агры, города Фатехпур-Сикри, в архитектуре которого органично слились индусские и мусульманские стили. Одним из зданий, запланированных Акбаром в этом городе, было Ибадат-хане, букв. «Дом богослужений», или «Дом ритуалов», служившее местом теологических дискуссий. В нем Акбар восседал на троне в середине павильона, а на круговой галерее вокруг собирались мусульманские улемы разных толков, брахманы, джайны, парсы и даже монахи-иезуиты, которых Акбар специально пригласил из Гоа, и вели религиозные диспуты. Акбар хотел узнать достоинства всех религий.