Ислам в Индии. Индийский исламСтраница 3
Выше говорилось о том, что суфизм повлиял на оживление течений бхакти в индуизме. Но влияние было обоюдным. Факт распространения суфизма в Индии говорит о том, что он здесь попал на благоприятную почву. Его мистическая направленность привлекала индусов, перешедших в ислам и знакомых с мистическими идеями бхакти. Находила отклик также суфийская проповедь добровольной бедности, отказа от активной деятельности. Иногда эта проповедь звучала как осуждение богатства и существующего общественного порядка.
Мусульмане в Индии не придерживались заповедей Пророка, запретившего потребление вина. Возможно, в данном случае дело было не во влиянии индусских обычаев, но известно, что многие султаны Дели были завзятыми пьяницами.
Можно сказать, что возник «индийский ислам», отличавшийся от канонического образца.
Хотя ислам, как уже говорилось, не смог «переварить» всю индусскую Индию, все же число мусульман в стране росло. Три основные категории населения принимали новую религию. Во-первых, горожане, особенно ремесленники, вынужденные приспособиться к тому, что их основным заказчиком стала военная мусульманская знать. Особенно много ремесленников, целыми бирадари (кастовыми группами того или иного города), перешло в ислам при султане Бал-бане (1266—1287). В городском населении оказалось со временем почти треть мусульман. Во-вторых, часть высших слоев индусского общества, стремившаяся сохранить в новых условиях прежние привилегии. Появились группы мусульман из брахманов, раджпутские мусульманские кланы, мусульмане-джаты и т. п. В третьих, искали в исламе избавления от кастового гнета низшие, особенно неприкасаемые касты.
Большинство населения стало мусульманским в двух регионах — в Северо-Западной Индии и в Бенгалии. Исламизация Северо-Запада (Панджаб, Синд) вполне логична. Именно в этот регион постоянно накатывались все новые волны мусульман из-за пределов страны. Исламизация Бенгалии представляет определенную загадку. Выдвинуто два основных объяснения этого феномена. Одно из них заключается в том, что индуизм в этом районе к тому времени еще не сложился в столь прочный конгломерат культов, как в остальной Индии. Достаточно сказать, что до XII в. здесь правила династия Пала, махараджи которой были буддистами. Второе объяснение, по существу противоречащее первому, — здесь особенно многочисленны были неприкасаемые касты, которые и составили основной контингент новообращенных.
Политика султаната в отношении индусов. Непримиримость мусульман к вере «язычников» первоначально была безграничной. Мухаммед ибн-Касим, завоевав Синд, приказал насильственно обратить всех в ислам. За отказ мужчин старше 17 лет велено было убивать, а женщин и детей обращать в рабство. Первый делийский султан Кутб-ад-дин Айбак, по словам Джузджани, разрушил тысячу храмов и на их месте возвел мечети. Уже упоминалось, что Бахтияр Хилджи, один из гулямов, захвативший Бенгалию еще в 1200 г., взяв штурмом г. Бихар, приказал казнить всех брахманов, а они составляли, по словам хрониста, большую часть населения города.
Но уже в правление Илтутмыша (1211-1236) новые хозяева страны стали задумываться о том, что сплошной террор может быть опасен для них самих. Когда муллы продолжали настаивать на истреблении всех, кто не хочет переходить в ислам, Илтутмыш прислушался к своему вазиру Низам-ул-мулку Джунайди: «Индия только что завоевана, и мусульман [здесь] так же мало, как соли [в пище]. Если объявить индусам подобный приказ, они, возможно, объединятся, что приведет к всеобщему возмущению, и мусульмане, которых меньшинство, не смогут подавить это возмущение».