Ислам в Индии. Индийский исламСтраница 1
С рубежа ХП-ХШ вв. начинается история сложных взаимоотношений ислама и индуизма. Ислам, как и индуизм, — не только религия, но и образ жизни. Но это совершенно различные образы жизни, они чужеродны. Противоречия между ними представляются непреодолимыми, да и история показывает, что они не были преодолены.
В отличие от индуистских верований, ислам по характеру религия мировая, т. е. он обращен ко всем людям, вне зависимости от их национальности, расы, происхождения. Индуистские же культы не предполагают вовлечения в них иноплеменников.
Ислам — наиболее монотеистическая религия, она исходит из существования только одного Бога; хотя одно из направлений индуизма тоже развивает идею о едином Абсолюте, но и оно признает множество богов как проявлений этого Абсолюта. Что же касается большинства индусов, то для них множественность богов — непременная составная часть взгляда на мир.
Ислам провозглашает равенство всех верующих перед Богом. В нем очень сильна идея эгалитаризма. Все мусульмане, по крайней мере по учению, составляют единую общину (умму). Это придает мусульманам значительную сплоченность в борьбе против любого общего врага. Единству мусульман не препятствует даже то, что они разделены на несколько толков, главными из которых являются сунниты и шииты, а также мистическое направление суфизм. Определенные противоречия между этими толками проявились и среди мусульман в Индии, но в отношении «неверных» они всегда выступали сплоченно. Индусы, напротив, постоянно разобщены, не видят смысла в каком-то сплочении, идея равенства людей перед Богом не получила в Индии признания, так же как и представление о социальном равенстве. Правда, в лоне индуизма всегда имелись и другие учения, провозглашавшие личностные отношения человека и Бога и в этом контексте более или менее решительно выступавшие против кастовой системы. Но мы увидим, что они не смогли преодолеть кастового сознания большинства индусов и остались на периферии общества, а их последователи превратились в своеобразные касты или этносы.
В Средние века ислам был религией воинственной. Ее адепты считали своим религиозным долгом распространение ислама, обращение в «истинную веру» всех, с кем они общаются. Эта стремление к прозелитизму служило психологической основой арабских и последующих мусульманских завоеваний. С этой идеей они пришли и в Индию. Ислам учит, что страны делятся на те, в которых господствуют мусульмане (дар-уль-ислам, «страна ислама»), и те, где мусульмане не господствуют (дар-уль-харб, «страна врага»). Мусульмане, проживающие в «стране врага», обязаны либо превратить ее в «страну ислама», либо покинуть ее. Мусульманам предписывалось вести постоянную «священную войну» (джихад, газават) за распространение своей религии1. Индусы тоже предпочитают жить на своей «священной» земле, но с точки зрения религиозной им совершенно не важно, кто в этой стране правит.
Мусульмане имеют своего Пророка, свою священную книгу Коран (собрание изречений Мухаммеда) и Сунну (рассказы о жизни Мухаммада), твердые и единообразные заповеди, точно установленные обряды. Индуизм не имеет основателя; его священные книги (Веды, Упанишады, дхармашастры и др.) не служат Писанием, которое обязан изучать верующий; моральные нормы, формы почитания божества, обряды варьируют для каждой касты и «пути» постижения бога.