Ислам в Индии. Индийский исламСтраница 2
К моменту мусульманского завоевания резко различались и эстетические взгляды завоевателей и населения, и их бытовой уклад. Мусульманам было запрещено изображать людей, животных, богов. В индусских храмах именно изображение (статуя) бога служит основным объектом поклонения. Мусульмане не могли переносить такого «варварства». Они неистово разрушали индусские храмы в Северной Индии не столько даже потому, что хотели искоренить язычество, сколько потому, что изваяния оскорбляли их эстетические чувства.
Мусульмане соблюдали пищевые запреты (запрет потребления свинины и вина), которые до этого были неизвестны в Индии.
Мусульмане практиковали затворничество женщин, что также было чуждо традиционным индусским взглядам.
Определенное взаимовлияние двух религий в течение Средних веков происходило. Прежде всего следует отметить роль ислама в развитии религиозных воззрений индусов. Получила некоторый импульс содержавшаяся в индуизме идея единого Бога. Под влиянием суфизма произошло также значительное оживление мистических направлений в индуизме (их иногда объединяют единым термином бхакти), которые в позднее Средневековье стали заметным культурным явлением, а одно из них (сикхизм) позже развилось в самостоятельную религию. Высокие касты, прежде всего раджпуты, стали практиковать затворничество своих женщин. Вино также стало нежелательным напитком для высших каст (правда, на сей раз за исключением раджпутов). Свинина для большинства индусов стала «нечистым» мясом.
Ислам, существуя в течение веков в индуистской стране, также претерпел ряд изменений. Индийские мусульмане восприняли индусские религиозные праздники (холи, дивали), хотя, конечно, не придавали им религиозного значения, некоторые элементы свадебного обряда. В среду мусульман проникли кастовые представления. Во-первых, они подразделились на «благородных» (ашраф, или шариф-зат) и «низких» (аджлаф). Благородными считались сайиды (потомки Пророка), моголы (они появились позже, в период Моголь-ской империи), патаны (т. е. те, кто вел свое происхождение от афганцев-пуштунов), шейхи. В категорию аджлаф вошли многие ремесленники, перешедшие в ислам, но сохранившие кастовое единство и прежние названия: джулаха (ткачи), тели (маслоделы), калал (виноделы), джоги (водоносы) и др. Конечно, мусульманские касты были не столь замкнутыми, как индусские. В их среде наблюдалась некоторая мобильность. Но статусность и иерархичность социальных групп стали неотъемлемой чертой индийских мусульман.
Правители Дели были суннитами. Из четырех мусульманских мазхабов (школ права) в Индии получил распространение самый терпимый в отношении иноверцев — ханифитский. Кроме того, значительные позиции в среде правящего слоя завоевывал суфизм. В Индии преимущественное распространение получили два суфийских ордена. Орден сухрвардие стал популярным в аристократической среде. Орден чиштие завоевывал сердца более широких масс. Один из шейхов этого ордена Ходжа Муиз-ад-дин Систани (1142-1236) прибыл в Дели уже в 1192 г. Он умер и похоронен в Аджмере, и его гробница до сих пор служит объектом паломничества как для мусульман, так и для индусов.