Южная Индия в VI-IХ вв.Страница 4
Завоевание кшатрийского статуса было возможно именно потому, что кастовое мировоззрение пронизывало общество. По теории, кшатрий должен обладать особой субстанцией, позволяющей ему управлять страной и обеспечивать расположение богов к народу. Отсюда был естествен обратный вывод — сам факт захвата и удержания власти служил доказательством наличия такой субстанции и благорасположения богов. Имелись еще и дополнительные доказательства кшатрийского статуса — земельные дарения брахманам. В соответствии с дхармашастрами брахман мог принимать такие дарения только от настоящего кшатрия. Следовательно, факт приема дарения означал неподдельность кшатрия-дарителя. Отсюда — стремление дарить брахманам землю и широко оповещать об этом, характерное как для предыдущего, так и для данного периодов в истории Индии.
Традиционно считается, что раджпуты принадлежат к 36 «царским» кланам (кула). Внутри себя кланы имели генеалогическую структуру — делились на подкланы, линиджи (патронимии, группы родственных семей), большие семьи. Глава клана получал титул князя или царя (нрипа, раджа, махараджа), вождь подразделения становился ранакой, более мелкие подразделения возглавлялись раутами. Рядовой член клана именовал себя раджпутом.
Ситуация УШ-Х вв. была, видимо, настолько необычной, что она отразилась в комментариях на дхармашастры, хотя обычно, как уже говорилось, комментаторы шастр мало обращали внимания на действительность. Комментируя одну из шлок (стихов) «Яджнявалкья-смрити», посвященную обязанностям царя, Апарарка разъясняет: «Дхарма царя предписана кшатрию-правителю. Но если некшатрий правит, он имеет те же обязанности. Каждое занятие имеет свои обязанности. Взимание налога связано с обязанностью защиты. Каждый, кто вносит богатство, рассчитывает на выгоды для себя. Уплата налогов не имеет иной цели, кроме самосохранения». Ту же он комментирует и Виджнянешвара: «Хотя совокупность царских обязанностей установлена в отношении царя, эти обязанности следует понимать как относящиеся также и к любому из другой Варны, кто выполняет задачу защиты области, округа и т. д.». «Пара-шара-смрити», памятник раннего средневековья, прямо указывает, что царский статус обеспечивается не благородным происхождением, а силой: «Царское достоинство — это не наследственное право. Оно не может быть также передано другому письменным документом. Им пользуются, когда приобретают при помощи меча. Землей правят герои».
Так или иначе, сложившись из различных этнических и кастовых групп, раджпуты выработали особые правила поведения, особый бытовой уклад, специфические брачные нормы, своего рода рыцарский кодекс чести и составили сословие, которое можно назвать индийским дворянством. Раджпутские кланы считали своим основным занятием войну и постоянно враждовали друг с другом, истощая ресурсы своих владений.
Появление в Северной Индии государств с раджпутским правящим слоем наложило серьезный отпечаток на все стороны государственного и социально-политического устройства.