Южная Индия в VI-IХ вв.Страница 3
Раджпуты и раджпутское завоевание
В конце УШ в. пространства Северной Индии стали подчинять себе воинственные кланы, сложившиеся в предыдущие века в засушливых районах на западе современной Индии, которые позже получили название Раджпутаны, а сейчас составляют штат Раджастхан. Происхождение этих кланов не вполне ясно, но наиболее принятая точка зрения состоит в том, что они представляли собой потомков эфталитов и гурджаров, оттесненных в эти районы в VI в. и там принявших индусский образ жизни и ассимилированных. Клан за кланом вторгались в плодородные районы, они теснили друг друга, продвигались все дальше и к концу X в. овладели практически всей Северной и значительной частью Центральной Индии.
Захватив земли и создав государства, они стали называть себя раджапутра, т. е. «царскими сыновьями», и претендовать на происхождение от ведических кшатриев (затем их самоназвание сократилось до раджпуты). По преданию, древние кшатрии принадлежали к двум семьям — Суръявамша («Солнечная династия») и Сомавамша, или Чандравамша («Лунная династия»). Солнечная династия вела свое происхождение от Икшваку, сына легендарного мудреца Ману и внука Солнца. Считалось, что к этой династии принадлежал, в частности, Рама, аватара Вишну и герой «Рамаяны». Лунная династия вела свое происхождение от Яяти. Два его сына — Яду и Пуру основали две ветви. Одна из них называлась Ядава. К ней принадлежал Кришна, одна из наиболее популярных аватар Вишну. К другой ветви, Паурава, относились Пандавы, пятеро братьев — основные герои «Махабхараты».
К Солнечной династии стали относить себя раджпутские кланы Гухилотов (или Сесодия), Гахадавалов (или Ратхоров), Качвахов. Другие создали себе «лунную генеалогию». Наконец, появилась легенда о том, что некоторые кланы принадлежат к Агникула («Огненной династии»), которая возникла в результате жертвоприношения на огне, совершенным святым Васиштхой на горе Абу (на юге Раджастхана). Так появились кланы Павар (Парамара), Парихар (Пратихара, Гурджара-Пратихара), Чауханов (Чахаманов), Чаулукьев (Соланки). К Агникула причисляют себя также Томары.
Правящие дома Декана тоже стали претендовать на кшатрийский статус, хотя их никак нельзя связывать с раджпутами, вышедшими из Раджпутаны. Представление об их легендарном происхождении оставалось довольно расплывчатым и неустойчивым. Так, Чалукьи из Ватапи в конце своего правления стали считать себя Солнечной династией, а их родственники Чалукьи из Кальяни (973-1200) с XI в. объявили свою династию Лунной. Род Раштракутов, правивший в том же районе между этими двумя династиями, в 753-973 гг., тоже считался раджпутским, но так и не выработал легенду о своих истоках. Таким же неопределенным был статус Калачури (или Хай-хайя), в Х1-ХП вв. владевших небольшим княжеством в Малве и Северной Махараштре.
До крайнего Юга этот процесс «кшатрианизации» правящих домов не дошел. Правда, некоторые поэты-панегиристы относят роды правителей тамильских государств к кшатрийским династиям (Паллавов и Пандьев — к Чандравамша, а Чолов и Черов — к Сурьявам-ша), но все они с точки зрения брахманских представлений остались «шудрами». Впрочем, Кадамбы в Карнатаке называли себя брахманами.
Таким образом, реальное происхождение кланов, ставших впоследствии раджпутскими, могло быть самым разным. Некоторые династии первоначально в своих надписях обходятся без мифической генеалогии и лишь затем ассоциируют себя с кшатриями. Другие называют себя сначала брахманами, а затем — кшатриями (Парамары, Чауханы, Гухилоты). Наконец, некоторые кланы (Чанделлы, Гахарвары, Ратхоры) явно происходят из верхушки племен Центральной Индии (гондов, бхаров и др.).