Источники по «индусскому» периоду Средних вековИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Источники по «индусскому» периоду Средних вековСтраница 2
Согласно традиции, было три санги (объединений поэтов), они процветали одна за другой в глубокой древности (VIII—IV тыс. до хр. э.). Современные историки не склонны следовать этой традиции. Признается историчность лишь одного такого объединения, существовавшего не ранее II—Ш вв. хр. э. Произведения санги были окончательно отредактированы, видимо, в X в.
В стихах и антологиях санги нашли отражение многие черты экономического, политического и социального строя раннесредне-векового Тамилнада, но датировка этих сведений спорна. Эпические тамильские поэмы «Шилаппадигарам» и «Манимехалей» созданы, возможно, в VII или VIII в., но претендуют на описание ситуации II в. Они содержат чрезвычайно ценный материал по городскому быту, обычаям страны, религиозным верованиям, но остаются те же сомнения в датировке сведений.
Не разработана также хронология религиозных гимнов алваров и наянаров (вишнуитских и шиваитских проповедников), хотя известно, что в целом они созданы позже произведений литературы санги и эпических поэм. Эти гимны не подвергались тщательному источниковедческому анализу, и поэтому их сведения, затемненные мифами, пока не годятся для использования в исторических исследованиях.
Сохранился также ряд псевдоисторических сочинений: анонимная «Нандиккаламбаккам», сообщающая сведения о правлении Нандивармана III Паллава (IX в.); «Бхарата» Пампы, содержащая ряд данных по истории Раштракутов; «Киратарджуния» Бхарави и некоторые другие. Об их ценности можно сказать то же, что и о североиндийских сочинениях такого рода. Позитивные данные можно из них извлечь, только если есть возможность сравнить их с другими материалами.
Весьма ценный источник I тыс. — выдающееся философское и поэтическое произведение «Тирукурал» Тируваллувара. Этот дидактический трактат в стихах был составлен, по-видимому, в IV-VI вв., но имеются и иные точки зрения на его датировку. В целом «Тирукурал» относится к произведениям типа дхармашастр и «Артхаша-стры». Его целью является не описание реальности, а размышления о должном. Поэтому он не отражает какой-то реальный момент в истории Тамилнада, даже если можно было бы точно определить его датировку. Однако из текста совершенно ясно, что в нем отражены реалии не Индии вообще, а именно Тамилнада. Таким образом, его информативная ценность весьма велика.
Ряд хроник, составленных в позднее Средневековье, — «Чоланпурвапаттаям», «Конгудеша раджакалин чаритрам» и другие — претендует на освещение истории тех или иных династий в течение длительного периода, часто со II в. хр. э. Несмотря на содержащиеся в них ошибки, преувеличения и мифологические вставки, в последнее время они все же используются в качестве вспомогательного материала при составлении хронологии раннего Средневековья.
Записки тех, кто приезжал в Индию из других стран, приобретают в этих условиях особое значение. Они сообщают много деталей, паломники и купцы пытаются именно рассказать об Индии, о ее обычаях, жизни государей и народа, состоянии культуры в совершенно определенное время. В этом ряду особенно важны записки китайских паломников Фа Сян я (V в.), И Цзина и Сюань Цзана (VII в.). Чтобы показать, насколько важны свидетельства иностранцев, упомяну лишь, что впервые мы узнаем о том, что земледелие считается делом шудр, из записок Сюань Цзана. Индийские авторы заметили это серьезное изменение в варновой системе только в X в. Интересны заметки об экономическом состоянии Западной Индии мусульманского купца Сулеймана (IX в.). В сочинении арабского географа Хордадбеха (ок. 820 — ок. 912/13) есть сведения и по Индии, которые позволяют уточнить политическую географию и хронологию того периода. Подобное же значение дополнительного источника имеет география всего известного тогда мира, составленная аль-Идриси (1100-1165).
Созданный в начале XI в. труд аль-Бируни «Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых», обычно называемая в литературе просто «Индия», представляет собой своего рода энциклопедию по всем вопросам, касающимся состояния Индии в то время. Аль-Бируни происходил из Хорезма, был привезен Махмудом Газневи в Газну, где он стал придворным звездочетом и ученым. Он сопровождал Махмуда во время его многих походов в Индию, расспрашивал обо всем захваченных в плен брахманов и в результате составил труд, в котором описал религиозные и научные воззрения индийцев, социальный строй страны, ее географию и затронул многие иные вопросы.
Но главным видом источников, как уже ясно из изложенного выше, служат надписи (совокупность надписей и науку, их изучающую, называют эпиграфикой). Они выгравировывались на медных табличках или выбивались на стенах храмов и на других камнях. Надписи выгодно отличаются от трактатов и других литературных источников тем, что они сообщают именно факты, а не их интерпретацию, а кроме того, почти всегда точно или приблизительно, но датированы. Но здесь же заключен их недостаток: надпись сообщает единичный факт, который может иметь или не иметь всеобщего значения. Надпись сообщает, но ничего не объясняет. По существу, она содержит только ряд терминов, значение которых требуется установить по контексту и другим косвенным соображениям. Задача интерпретации терминов, выражений, ситуации остается за исследователем. Расхождения в этих интерпретациях иногда бывают очень большими. Группы и институты Средневековья, так же как и логика средневекового человека, несомненно, отличались от современных. Но инструментом проникновения в логику прежних поколений может служить лишь логика исследователя, т. е. современная логика. Это противоречие объективно. Единственное, что можно сделать, — постоянно помнить об этом противоречии. С эпиграфикой невозможно работать без воображения, но каждому историку понятно, что воображение — очень опасный инструмент, способный превратить науку в беллетристику.