Источники по «индусскому» периоду Средних веков
История / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Источники по «индусскому» периоду Средних веков
Страница 1

Трудности изучения истории Индии раннего Средневековья заключаются в том, что этот период обеспечен историческими источниками в наименьшей степени. Если для древности мы имеем обширную индусскую дидактическую литературу (дхармашастры и

«Артхашастру»), разнообразные по жанру сочинения буддийского канона, некоторое количество надписей (Ашоки), записки греческих и китайских путешественников, то в раннее Средневековье количество нарративных источников (т. е. текстов, разъясняющих нам, как Индия выглядела и что в ней происходило) резко сокращается. Правда, продолжают сохранять важное значение иностранные свидетельства, а главное, надписи становятся многочисленными и гораздо более информативными.

Жанр дхармашастр не умирает, традиция рассуждений об идеальном обществе развивается в течение всех Средних веков. Продолжают составляться новые наставления, к ним пишутся развернутые комментарии, составляются обширные компендиумы (нибан-дхи) всей литературы дхармашастр. Но в них почти не отражается современная этим сочинениям действительность. Комментаторы как бы одновременно живут в двух мирах — реальном и воображаемом, по-видимому, не полностью отдавая себе отчет в их несопоставимости. Поэтому широко пользоваться ими для освещения общественных отношений УП-ХП вв. невозможно. Впрочем, даже при том, что комментаторы озабочены исключительно проблемой точного понимания изначального смысла священных книг, в комментарии невольно проникает и современная им реальность, и следы этого влияния новых явлений в них все же можно найти — если сравнивать их с другими, более точно датируемыми источниками.

Среди наиболее значительных в этом плане произведений средневекового периода — комментарии Виджнянешвары (начало ХП в.) и Апарарки (ХП в.) на «Яджнявалкья-смрити», комментарий Кул-луки на «Манавадхармашастру» (вторая половина XII в.), трактаты Камандаки «Нитисара» (VIII в.), Хемачандры (1089-1172) «Лагхварханнити-шастра» и Шукрачарьи «Шукранитисара», компендиум Лакшмидхары, министра Говиндачандры (1114-1154) из династии Гахадавала, «Критьякалпатару».

Отдельно надо упомянуть «Лекхападдхати» — рукопись XV в., содержащую образцы разного рода грамот и документов, датируемые от VIII до XIII в. и в ином виде не сохранившиеся.

Приходится пользоваться также сочинениями по другим отраслям знания. В частности, читатель увидит, что сведения об иерархии вассалов в раннесредневековый период можно почерпнуть из сочинений по архитектуре.

Индийцы не испытывали потребности заниматься историей или фиксировать исторические события в хронологической последовательности и со стремлением придерживаться правдоподобия. Сохранившиеся от изучаемого периода поэмы, воспевающие подвиги того или иного правителя, не претендуют на эти качества. Они наполнены преувеличениями, намеренными искажениями исторической правды, смешением реальности и вымысла. К ним относятся «Харшачарита» Баны(УПв.), «Рамачарита» Сандхьякаранандина, «Кумарапалачарита» Хемачандры, «Викраманкадевачарита» Билханы, «Прабандхачинтамани» Мерутунги и несколько других. Авторы ставили перед собой не столько историографические, сколько художественные задачи, стремясь к созданию идеальных образов и возбуждению у слушателей эстетических эмоций. Сандхьякаранандин составил свою поэму так, чтобы ее одновременно можно было прочесть и как описание событий правления царя Бихара и Бенгала Рамапалы (1077-1120), и как описание подвигов легендарного царя Рамы. Хемачандра посвятил свою поэму прославлению своего патрона, правителя Гуджарата Кумарапалы Чаулукьи (1144-1172), но одновременно сделал ее пособием для изучения правил грамматики. Билхана прославил правителя династии Западных Чалукьев Викрамадитыо VI (1076-1126), действительно выдающегося правителя того времени. Джайн Мерутунга в своей работе, законченной в 1306 г., собрал исторические рассказы, легенды и анекдоты, относящиеся к правлениям Викрамадитьи, Бходжи, Кумарапалы и других, часто объединяя царей разных династий и времен, носивших одинаковые имена. Историческая ценность всех этих сочинений невелика.

Особняком стоит поэма Калханы «Раджатарангини». Она была создана в середине XII в. в Кашмире и представляет собой хронику кашмирских махараджей, начиная с легендарных времен. Последние века истории, близкие ко времени жизни автора, изложены достаточно правдиво и дают интересные подробности политической жизни Кашмира, находившегося на периферии Индийской цивилизации.

Важным источником служат литературные произведения, так называемые «обрамленные повести»,— «Шукасаптати», «Викра-мачарита», «Дашакумарачарита» и другие. Это серии рассказов, из которых можно многое узнать о повседневной жизни, о том, какие социальные градации были в обществе, кое-что об экономической жизни. Эти произведения, конечно, не датированы, но относятся примерно к I тыс. хр. э.

Источники по истории Южной Индии также демонстрируют значительный разрыв между литературными памятниками и документальным материалом. Наиболее ранние литературные произведения, которые также могут служить историческими источниками, представлены так называемой тамильской «литературой санги».

Страницы: 1 2 3 4