Пословицы
Культура и общество / Этнографическая Индия / Пословицы
Страница 1

Чтобы глубже понять нравы и обычаи народа, проникнуть в его способы и образ мышления, постичь его интимную жизнь, для этого лучше всего послушать, как он сам о себе говорит, как понимает сам цели жизни, характер и особенности своих сочленов. И в этом случае народные пословицы и поговорки представляют собой неистощимый источник наблюдений, сопоставлений и выводов. Мы можем, к сожалению, этого интересного вопроса коснуться только мимоходом. Народ Индии располагает неизмеримым запасом пословиц, поговорок, изречений крылатых словечек, афоризмов и т. д. Обобщая их одним названием пословиц, мы в них сможем уловить два типа: одни из пословиц носят общий характер, могут называться общечеловеческими и по своему содержанию будут сходны с пословицами Европы, Америки, Азии короче, всего мира; их форма может быть отлична, предметы, иллюстрирующие вложенную идею, могут быть разные, но смысл их будет совпадать и будет по духу универсальным.

Другие пословицы имеют более ограниченную область бытописания; излагая также какую-либо народную картину, созданную на основании долгих переживаний, они отражают мысли какого-либо отдельного народа, отдельной страны; такие пословицы часто окрашены духом того времени, когда они созданы, и национальным местным колоритом; они хороши для своей родины, но не годятся для всего мира.

Пословицы и поговорки, касающиеся касты, особенно многочисленны, но большинство из них относится ко второму классу. Лишь как исключение они отражают терминологией кастового порядка какую-либо более широкую идею. Многочисленность таких пословиц показывает, насколько дух касты властвует над мыслями народа и какую крупную роль каста играет в повседневной народной жизни.

Исследователю пословиц Индии бросается в глаза необыкновенно популярный и живой характер индийской пословичной философии, исключительная свобода пословичного творчества от какого бы то ни было педантизма или формализма, так отличающих индийскую литературу. Эти меткие, всегда красочные поговорки кажутся легко и свободно вылетающими из уст деревенского жителя, давая живую и выпуклую картину его каждодневных тревог, огорчений, радостей и шуток. Исследователь, руководствуясь этим бесхитростным, но картинным материалом, может представить себе индийскую деревню как живую. Правда, мизансцены не отличаются особым искусством или аккуратностью. Основной тон пословиц показывает, что крестьянин Индии всецело зависит от капризов погоды и прихотей муссона, что он изо дня в день смотрит на щебо и ждет, что принесет ему текущий год. Упадет дождь в нужный момент, его жена получит лишние сережки, но, с другой стороны, какие-либо две недели засухи несут с собою широкую беду, когда «бог сразу отнимает все», барышник-банья разживается, продавая залежавшееся зерно, а земледелец-джат опускается до нищеты; раньше других гибнут беспечные мусульмане-ткачи (джулаха) и выжиматели масла, так, как исчезает сырье на их товар, телеги лежат, покрытые пылью, так как волы издохли, и невеста переходит в дом мужа скромно, без обычных обрядов.

Но будет ли жатва плоха или хороша, жена благочестивого [индуса никогда не сделается свободна от вымогательств брахмана — «существа с веревкой вокруг шеи» (намек на брахманский шнур). Брахман — наиболее частый объект индусского юмора. Индусская рифмованная пословица насчитывает трех кровопийц в мире: клопа, блоху и брахмана. «Раньше, чем умрет брахман, царские сундуки опустеют». «Дай ему хлеба, а собственные дети пусть лижут жернов». «Он моет свой шнур, но не очищает своей совести». «Он надувает самих богов». «Вишну достаются одни пустые молитвы, а брахман жрет приношения» Так рисует брахмана народная мудрость.

Ближайшей видной фигурой в галерее народных портретов является банья — ростовщик, торговец зерном и лавочник, который так же заправляет материальным миром, как брахман духовным. «Его сердце, — говорит народ, — не больше семени сезама». «Ему нужно меньше верить, чем тигру, скорпиону или змее». «Он входит, как игла, а выходит, как меч». «Если банья на той стороне реки, оставьте вашу ношу на этой, иначе он ее украдет». «Если соберутся четыре баньи, они ограбят весь мир». «Если банья тонет, не протягивайте ему руки, так как он бросился в воду, конечно из-за какой-то выгоды». «Банья ведет свой счет такими знаками, которых не поймет сам бог». «Если вы займете у баньи, ваш долг будет расти, как навозная куча, или скакать галопом, как лошадь». «Банья-джайн не пьет грязной воды и боится убить муравья или блоху, но не побоится убить человека во имя наживы». Наконец, «Он отвратительный трус: кхаттри побегут в испуге от четырех воров».

Страницы: 1 2 3 4 5