Дегустация ИндииКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Дегустация ИндииСтраница 46
– Сегодня, чтобы восстановить идентичность, нужно иметь контроль над СМИ, над культурной политикой и над политикой в сфере образования. Я обучаю студентов и уже лет семь назад на всех конференциях начал кричать, что нам нужен новый предмет – «Отечествоведение». Многие считают, что наша главная проблема – экономический кризис. Это не так, самая глубокая болезнь, которую мы переживаем, – отсутствие системы ценностей, а значит, и смысла. Это проблема идейная, идентификационная. Не решив проблему идентичности, нельзя решить остальные проблемы.
– Увы, к сожалению, подобная тема возникает пока только в период выборов . на Западе эта дискуссия идет все время, а что толку?
– Запад – это общество потребления. Ориентация на эту систему ценностей ведет к разрушению природы, к разрушению семьи, разрушению морали, падению рождаемости. Когда приезжаешь на Запад, сначала кажется, что раз есть храмы, есть какая-то духовная жизнь, но начинаешь копаться и выясняется, что есть только одна бесконечная драка за деньги.
– Игорь, но ведь сейчас проблема идентичности упирается еще и в проблему миграции. В прошлом году половина младенцев, родившихся в Москве, идентифицированы как нерусские. Сейчас уже вопрос стоит о языковой идентичности: как сохранить Россию хотя бы русскоговорящей, я уже не говорю – русскодумающей и русскочувствующей?
– Все забыли, что понятие нации было введено в начале ХХ века. Почему «русский» прилагательное? Русский – это тот, кто живет на Руси, как питерский, как московский. Изначально это четырнадцать этносов, древляне, поляне, северяне, вятичи, кривичи, драговичи, которые объединились одним языком и одной религией и стали называть себя русскими. В России еще в XIX веке писали, что зов земли звучит сильней, чем голос крови. Мы объединяли земли, а этносы у нас сливались. Есть два понимания нации: биологическая, то есть какой национальности мои мать, отец, дед и так далее. А есть культурное и гражданское понимание нации, когда нация – это согражданство и язык. В Германии в Бремене говорят на одном немецком, а в Баварии на другом. В Индии конституцией закреплено 22 языка, а у нас во Владивостоке говорят так же, как в Калининграде! И мы должны охранять это, чтобы остаться целостными.
– Игорь, у нас в основном нет противоречий, но при этом для меня основной ценностью является свобода в рамках закона, а для вас свобода в рамках традиции, – напомнила я, а то уж слишком мы сливались в хор.
– Я давно разочарован в свободе и ищу иные ценности. Мы и сегодня ряд вещей принимаем как заданные, например, никто не определяет свой пол, никто из нас не определяет свое имя, никто не определяет родной язык, никто из нас не должен определять свою религию .
– Как это? А если человек совершает кучу попыток самоубийства, потому что он не чувствует пол, в котором он родился, своим? Пол своего ребенка выбирают как раз традиционные религиозные народы, как, например, индийцы, которым экономически не выгодны девочки. Только они выбирают его абортом после УЗИ, если девочка, в высоких кастах, и простым убиванием новорожденных девочек в низких кастах. Родной язык поменять невозможно, но если кто-то захотел этого, нельзя стоять у него в мозгу с дубиной. А вот с религией, извините! Вы хотите насаждать православие как партийность в СССР? Я уважаю ваш выбор православия, но только с тем условием, что вы уважаете мой выбор. И не важно чего, другой религии, атеизма или агностицизма . – Тут уж он наступил на живое.
Устав сидеть, я решила пройтись по салону самолета. Половина его населения спала, очень умело запеленав себя в покрывала. Индийцы вообще страшно ловко оборачивают разные части тела разного рода тканями. Глядя на это, понимаешь, что наша одежда очень много о себе понимает, позволяя владельцам выглядывать из нее. Она не оформляет нас, а натягивает на себя, пытаясь превратиться из рамы в саму картину.