Дегустация ИндииКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Дегустация ИндииСтраница 163
О каждом ситаре – от пятисотдолларового до столетнего ситара за пять тысяч евро – у парня была история. Как всегда в Индии, он совсем не был убежден, что мы купим ситар у него, но коммуникация с инструментами и рассказ доставляли ему такое наслаждение, что у него стало совсем другое лицо, чем лицо, с которым он демонстрировал сувенирные инструменты наверху.
Какие зазывные позы я ни принимала, сидя на ступеньке, он больше не видел меня в упор в качестве объекта противоположного пола. Да, собственно, они с Игорем уже не видели нас обеих.
Остановились на уникальном инструменте, сделанном восьмидесятилетним знаменитым мастером, который делал ситар Рави Шанкару. Красавец сказал, что в основном в Индии продаются подделки под этого мастера, но он готов дать сертификат. Мы переглянулись.
Местные продавцы часто врали, но поверить, что человек такой красоты и такого религиозного отношения к инструментам врет, я не могла. Игорь был другого мнения, на него мужская красота продавцов не имела ни малейшего воздействия.
Он предложил нам посидеть в магазине, а сам отправился по магазинам-конкурентам. Мы с Мариной вернулись в общество зеленоглазого отца, начавшего развлекать нас светской беседой и снова предлагать воду, кофе и т.д.
За час мы успели рассказать общительному сикху всю свою жизнь и выслушать всю его. Игоря не было. Заходили посетители, трогали барабаны, теребили гитары, дули в дудки. Игоря не было. Мы выпили воды и между собой обсудили семью владельцев магазина. Игоря не было. Марине на мобильный пять раз позвонили дети. Игоря не было. Марина пять раз позвонила Игорю.
Он появился, выглядя как человек, пробежавший стометровку и очень этим довольный, со словами: «Парень сказал правду. У него подлинный инструмент. В других магазинах подделки под этого мастера, и все посылали сюда».
У меня отлегло от сердца, потому что если бы красавец соврал, я бы разочаровалась во всей Индии сразу. Человеку с лицом со старинной восточной миниатюры, продолжающему традицию сикхского образа жизни, незачем врать. Он не за этим пришел в мир.
Тут начался торг, и мы даже не заметили, как зеленоглазый папаша, держащийся за щеку и обещавший большую скидку, исчез. Игорь и продавцы-сыновья спорили о цене и жестикулировали. Мы с Мариной не участвовали в этом побоище, а только любовались, как элегантно и выразительно сикхи двигают кистями рук.
Через полчаса цена установилась. После этого красавец кивнул в мою сторону и сказал, что если мой сын музыкант, то ему нужен приличный футляр для инструмента, он ведь будет возить его на концерты, а не держать в доме под стеклом.
После этого было предложено два вида футляров: оклеенный черным кожзаменителем картонный грубый гроб и пластмассовый блестящий футляр с кодовыми замками, колесиками и бархатной подкладкой. Второй стоил половину стоимости ситара. И Игорь мужественно торговался за него еще полчаса.
Я так и не поняла толком, сколько это стоило, потому что уже не соображала. Но видела, что Игорь сделал все возможное. Я платила карточкой, оставшимися рупиями, меняла у Игоря на рупии доллары и рубли.